Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»


Христианские мотивы в поэме А. Блока «Двенадцать» неоднократно становились объектом исследований литературоведов. Тем не менее, они до сих пор являются причиной споров исследователей. Например, по-разному толкуют образ Христа: как Иисуса, Антихриста или вообще кого-то третьего. Есть в поэме и другие проблемы, связаны с религиозной сферой.

Так, уже название двенадцать намекает на то, что автор проводит параллель между красногвардейцами и апостолами Христа. Это подтверждается эпизодами, в которых А. Блок говорит о том, что Иисус идет в белом венчике из роз впереди двенадцати. Но некоторые исследователи говорят, что красногвардейцы – это разбойники.

Современные литературоведы считают, что Иисус Христос – символ будущего, к которому когда-то должна прийти Россия. И будущее это светлое, ведь на голове Христа венок из белых цветов - символ душевной чистоты, мира, благополучия. Двенадцать красногвардейцев не видят его присутствия. Они творят то, что религией запрещается. Но Бог не покидает людей, ведь понимает, какую цель они преследуют.

Христианские мотивы проявляются на протяжении всей поэмы, причем происходит это не навязчиво. Например, читаем словосочетания «божий свет», «Господи благослови». Так автор показывает, что люди воспринимают мир, как творение Бога. У Христиан принято просить благословления у Господа перед любым важным делом. Двенадцать красногвардейцев тоже обращаются к Отцу Небесному благословить их разжечь «мировой пожар». Звучит абсурдно, ведь в Библейских заповедях есть призывы: «не убей», «не укради». Во время революции по этим законам жить невозможно.


В событийном ряде поэмы «Двенадцать» также проявляются христианские мотивы. На Учредительном Собрании видим попа, пузо которого сияет крестом. Автор говорит о служителе церкви неуважительным тоном. Видимо, он намекает читателям, что попы старого времени не очень-то придерживались Библейских заповедей.

Стоит также обратить внимание на сюжетную линию Ваньки, Катьки и Петрухи. Катька когда-то ушла от Петрухи. Судьба свела их на улицах города, охваченных мятежом. Петруха убил возлюбленную-предательницу. Сначала он признался товарищам, что любил когда-то эту девку. Но покаянье длилось недолго. Вспомним какой-образ жизни вела Катька. Девушка гуляла с офицерами. Разгульная жизнь осуждается Святым письмом христиан. Получается, что Катька расплатилась за свои грехи.

После рассказа об убийстве Катьки читаем строку: «Упокой, Господи, душу рабы Твоея». Это тоже отголосок христианства. Христиане считают, что люди – рабы Божьи, а после смерти душа предстае пред Богом.

Таким образом, христианские мотивы пронизывают всю поэму А.А. Блока «Двенадцать». Некоторые из них легко рассмотреть, проанализировать, другие же следует читать между строк, обращая внимания на детали. Образы, традиционные для христианства неоднозначные, вызывают множество споров. Пока мы можемь лишь предполагать, что подразумевал под ними автор.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «мирового пожара в крови» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Проблематика и поэтика поэмы Блока «Двенадцать»
  • Поэт и революция в поэме Блока «Двенадцать»
  • «Новый мир» в поэме Блока «Двенадцать»