Поэт и революция в поэме Блока «Двенадцать»


Служители пера и бумаги никогда практически никогда не остаются в стороне событий, важных для их Родины. А.А. Блоку пришлось жить в эпоху революций. Мятежи он воспринял с вдохновением, выразив свои взгляды на них в творчестве, например, в поэме «Двенадцать». Александр Александрович также имел свое представление о роли поэта в обществе, в революции. Частично оно выражено в упомянутой поэме.

Проблема поэта и революции занимает второстепенное место в произведении, ведь на передний план выступают двенадцать красногвардейцев – апостолов нового времени. В начале «Двенадцати» рассказывается об Учредительном Собрании. Среди присутствующих на нем – длинноволосый писатель. Он говорит: «Предатели! Погибла Россия». Так автор показывает, что этот представитель писательской четы противник революции, так как считает её разрушительной силой.

Действительно, во времена А. Блока были писатели, поэты, которым по душе был старый уклад жизни, которые осуждали кровавые стычки, побаивались последствий революции. Писатель на Учредительном собрании говорит вполголоса. Эта деталь свидетельствует о том, что мужчина хочет, чтобы его услышали, но в то же время боится этого. Он понимает, что защитникам старого может не поздоровиться.

А. Блок не выражает прямо своего отношения к писателю. Но, зная о том, как Александр Александрович воспринимал революцию, можем легко сделать выводы. Блок считал современные ему события необходимым этапом на пути к новой жизни. Революция, по его мнению, должна помочь восстановить справедливость. Конечно, писателя, изображенного в «Двенадцати» А. Блок осуждает.


Исходя из отношения А. Блока к революции, можем создать идеальный для него портрет поэта мятежного века. Поэт не должен бояться перемен, наоборот, должен уповать на них, видя в них возможность изменить жизнь к лучшему. Если красногвардейцы боролись за справедливость с оружием, то поэт должен восстанавливать её словом. То есть поэт должен быть помощником в борьбе, идейным вдохновителем. При этом мастер слова не должен подавать революцию, как нечто идеальное возвышенное. Он должен раскрывать все её стороны.

Этому портрету соответствовал и сам А. Блок. Он не отмалчивался, не забивался в угол от страха. О своих убеждениях давал знать в произведениях, публикациях. Например, известна его статья «Интеллигенция и революция». Идеи, выраженные в ней, воплотились и в поэме «Двенадцать».

А. Блок поддерживал революцию, поэтому представил её в поэме, как явление, благословленное Богом. Но он не скрывал, что мятеж – это потери и убийства. Причем иногда руку приходится поднимать на близких людей. Вспомним Петруху, который убил свою возлюбленную.

Таким образом, проблема поэта и революции в поэме А. Блока «Двенадцать» раскрыта эскизно. Её следует рассматривать на примере образа длинноволосого писателя и самого автора произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «мирового пожара в крови» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Проблематика и поэтика поэмы Блока «Двенадцать»
  • Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»
  • «Новый мир» в поэме Блока «Двенадцать»