Проблематика и поэтика поэмы Блока «Двенадцать»


В 1917-1918 гг. в России прокатились две революции – Французская и Октябрьская. Интеллигенция того времени не могла оставаться равнодушной к таким событиям. Кто-то осуждал восстания, кто-то поддерживал. А. Блок относился ко вторым. Писатель предвкушал, что революция будет толчком к положительным изменениям в обществе его страны. Взгляды Александра Александровича на мятежные события отобразились в поэме «Двенадцать», созданной спустя два месяца после Октябрьского движения.

Проблематика произведения связана с историческими событиями. В центре его, конечно же, проблема революции. Ее автор представляет, как стихию, направленную на восстановление справедливости. Блок считает, что революционеров на их свершения благословил сам Господь.

Проблема долга перед Родиной раскрывается на примере двенадцати красногвардейцев. Молодые ребята, зная, что могут «буйну голову сложить» пошли в лавы гвардии, чтобы восстановить справедливость. При этом видим, что красногвардейцы – выходцы из простых людей.

С предыдущими проблемами связана проблема старого и нового. Старое воплощено в образах попа, собаки, буржуя, проституток; новое – в образах красногвардейцев. Пережитки прошлого показаны в негативном свете, все новое благословенное Господом. В контексте рассказа о старом укладе развивается проблема религии. Автор напоминает попу с большим крестом, как некогда он обманывал простых людей.


В поэме нашлось место и для любовной линии, точнее, для любовного треугольника. Автор рассказывает про отношения Ваньки и Катьки. Ванька оградил девицу от надобности гулять с офицерами, не упускает возможности напомнить девушке, что она его содержанка. Потом появляется Петр – бывший возлюбленный Катьки. От его рук и гибнет девушка.

Также в поэме раскрываются проблемы поэта и революции, разгульной жизни; жизни и смерти; чести и другие. Большинство проблем представлены посредством образа двенадцати.

Привлекает внимание также поэтика поэмы «Двенадцать». А. Блок сначала задумывал произведение как драму, но этот замысел не получилось воплотить в реальность. Но в произведении есть признаки драматического рода: диалоги, монологи, сжатые описания локализации и временных рамок событий. Интересный элемент произведения – воспроизведение звуков стрельбы: «Тра-та-та». Оно помогает читателю ощутить музыку, атмосферу революции.

Богата и палитра художественных средств произведения. В нем есть эпитеты («ветер хлесткий», «ветер веселый и зол, и рад», «черная злоба, святая злоба», «сугробы пуховые», «державный шаг»), сравнения («старушка, как курица», «буржуй, как пес голодный», «старый мир, как пес безродный»), метафоры («погибла Россия», «крестом сияло брюхо на народ», только вьюга долгим смехом заливается в снегах). Наполнено произведение символами, например: «мировой пожар», вьюга», «красный флаг» – революция; двенадцать красноармейцев – апостолы Христа; пес, буржуй - старый мир.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «мирового пожара в крови» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Поэт и революция в поэме Блока «Двенадцать»
  • Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»
  • «Новый мир» в поэме Блока «Двенадцать»