«Новый мир» в поэме Блока «Двенадцать»


В поэме А. Блока «Двенадцать» противопоставляется «старый» и «новый мир». «Старый» он видел, а «новый» только представляет. Для описания событий, воплощения своих взглядов автор использует яркие образы, в том числе и символические, художественные средства. Каким же предстает «новый мир»?

Мне кажется, что на момент описываемых событий его еще не существует, ведь к нему должна привести революция. Таким образом, читатель вместе с героями произведения оказывается на рубеже «старого» и «нового». Перейти через эту границу сможет не каждый: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». Обратив внимание на детали, событийный ряд, представителей «старого мира», с которыми борются красногвардейцы, можем представить, каким, по мнению, предводителей революции и самого А. Блока должен быть «новый мир».

В первых частях поэмы «Двенадцать» видим представителей старого мира: старушку, буржуя, попа, проституток, несмелого писателя, который переживает, видя, как рушится старое. Всех этих героев поэт изображает в негативном ключе. Их должна искоренить революция, чтобы началось строительство «нового мира».

Когда речь заходит о мировом пожаре – так Александр Александрович называет революцию – красногвардейцы говорят: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Таким образом «новый мир» – жизнь без буржуев, то есть в нем все люди должны быть равными. Кстати, образ буржуя упоминается не раз. Уже во времена революции он чувствует, что наступил конец его сладкой жизни: «Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос». Уже сейчас буржуй не имеет права голоса. За ним стоит и «старый мир», как пес безродный. Автор показывает, как «старое» начинает уступать место «новому».


В «новом мире» также нет места попам, которые только то и делают, что «светят крестами» на пузе. А. Блок не говорит, что нужно отказаться от религии веры. Он против священнослужителей, которые обманывают людей.

Тем не менее, вера в Бога играет важную роль, как в «старом мире», так и в создании «нового». Мы понимаем, что и при «новом» укладе она не ослабится. Ведь красногвардейцы ассоциируются с апостолами. Перед ними идет Иисус в белом венчике из роз. Последний эпизод свидетельствует о том, что «новый мир» в представлении автора должен быть спокойным и чистым, ведь именно а это символизирует венок Христа. Хотя читая о революционных событиях, трудно представить мирное время без грабежей и убийств.

Можно сделать вывод, что в поэме А. Блока «Двенадцать» нет целостного, завершенного образа «нового мира», есть только эскиз, срисованный с воображения автора, его представлений о прошлом, настоящем и будущем. Представить «новый мир» читателю позволяет рассказ о том, против чего и кого выступают красногвардейцы, какие явления они хотят искоренить.

Интересно, что в поэме Александра Александровича описывается Российская революция, но поэт твердо уверен, что она должна стать вселенской, а значит «обновиться» должен, действительно, весь мир.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «мирового пожара в крови» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Проблематика и поэтика поэмы Блока «Двенадцать»
  • Поэт и революция в поэме Блока «Двенадцать»
  • Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»