Как показаны в комедии Фонвизина «Недоросль» нравы и образ жизни русского поместного дворянства?


Герцен считал комедию Фонвизина «Недоросль» картиной нравов русского дворянства. Драматург на ее страницах передал поразительно верную обстановку в поместьях «благородного сословия» конца 18 века.

В центре внимания пьесы провинциальная помещичья семья, каких по России были тысячи. Первая встреча с героями в их доме поражает дикой невежественностью и жестокостью отношения к дворовым и крепостным крестьянам. Грубая хозяйка имения Простакова кричит из-за непонравившегося ей кафтана на дворового Тришку, крепостную Еремеевну, своего мужа. Выясняется, что это не единичный случай. Атмосфера в доме похожа на военные действия: «беглый огонь в сутки сряду часа по три». Такую привычную обстановку у «здешних челядинцев» видят наемные учителя, что «страх и трепет» к ним приходит. Помещица бьет по щекам кормилицу, служащую в доме уже 40 лет. Слуг обзывает мошенниками, ворами, бестиями, скотами. У них нет никаких прав, даже заболевшей и постоянно бредившей крепостной госпожа не верит, злится на нее: «Лежит! Ах она бестия! Как благородная!» Самодурка Простакова считает, что власть – это она сама. Она делает все, что придет в ее голову. Боится ли она хоть кого-нибудь? Да, боится. Тех, кто сильнее ее, она встречает с улыбкой, приветливость и учтивость проявляются тут же. Но Стародум, приехавший спасать племянницу, Правдин, член наместничества, видят «бесчеловечие в здешнем доме», какой бы гостеприимной хозяйкой не старалась показаться Простакова.

Такой же жестокий крепостник и ее родной брат Тарас Скотинин, умеющий мастерски собирать оброк со своих крестьян. Сестрица просит научить секретам и ее, потому что с тех пор, как все отобрали у бедных, больше «содрать» ничего не получается. Это было время жестокого обнищания русского крестьянина.


Фонвизин подмечает, что в семьях нет добрых отношений. Простакова унижает и ругает своего мужа при сыне, отца он не ставит ни в грош. Для нее «одна забота и одна отрада» Митрофанушка. Она балует пятнадцатилетнего недоросля, не занимаясь его воспитанием. Такая картина была во многих семьях. Властную мать Митрофанушка признает, хитрит и льстит ей, но не любит, о чем свидетельствует заключительная сцена комедии. Он грубо отталкивает мать, когда надо бы сочувствовать близкому человеку. Это люди без нравственных норм. Фонвизин негодует: какое будущее поколение воспитают такие граждане страны!

Изданный еще Петром I указ обязывал родителей готовить дворянских детей к службе, дать им до совершеннолетия начальное образование. Воспитанные невеждами родителями простаковы и скотиныны были противниками просвещения, а царский указ исполняли «для виду». Во многих семьях детей учили малообразованные или совсем безграмотные «педагоги». Не хотелось платить жалованье достойным наставникам. Модно было приглашать иностранцев для того, чтобы обучали языкам и разным наукам. Что из этого получалось, драматург показал на примере Вральмана. Он только мешал честному Цыфиркину и хитрому Кутейкину учить ленивого «матушкиного сынка». Помещики считали бесполезным образование, ведь должность можно получить от «своих братьев» просто так.

Детей воспитывали эгоистами: «все себе забери», делиться ни с кем не надо. Жениться и выходить замуж следует за того, «у кого достаточек». Примером накопительства служит отец Простаковой, спавший на сундуке с деньгами, открывал который для того, чтобы туда положить. «Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть». Умер воевода с голоду.

Фонвизину приходилось наблюдать в жизни от «почтеннейших предков презренных потомков». В пьесе он обличает, высмеивает и осуждает таких дворян. Настоящий гражданин своего Отечества, истинный патриот, он говорил: «Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «...конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Каким считает Простакова своего сына и каков он на самом деле? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Почему Митрофан отталкивает мать в финале комедии? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)