Почему Митрофан отталкивает мать в финале комедии? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)


После прочтения комедии Фонвизина «Недоросль» меня, современного человека, очень поразила сцена, завершающая действие пьесы. Единственный и любимый сын госпожи Простаковой предает свою мать в тяжелую для нее минуту. Возникло много вопросов. Неужели такое отношение к матери возможно было в старину? Понятно, что это художественное произведение, где создатель имеет право на вымысел. Некое преувеличение жанр комедии тоже допускает. Но многие современники драматурга отмечали правдивость изображения действительности, называя комедию «энциклопедией русского дворянства» конца 18 века.

Грустная и драматичная сцена комедии: несчастная женщина на коленях просит Правдина не погубить ее, «как-нибудь указ поотменить». Но честный представитель наместничества не отступает от должности и вступает в опекунство над имением Простаковых. «С тоской» (ремарка автора) смотрит на нее Стародум и старается успокоить: « Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать всем дурно». Но даже сейчас она стоит на своем: куда же она годится, если «в ее доме ее рукам и воли нет».

Одна надежда у нее, заботливой и безумно любящей матери, – на сыночка Митрофанушку, на свое «утешение». Бросается обнимать его со словами, что он «один остался», но сын грубо отталкивает мать. От отчаяния женщина упала в обморок.

Поймет ли, придя в себя, в чем ее ошибка. Может быть, услышит слова Стародума, обращенные к Митрофану: «Тебе ли грубить матери? К тебе безумная любовь и довела ее больше всего до несчастья». И придет осознание вины за неправильное воспитание сына-эгоиста.


Что мог перенять подрастающий сын, видя отвратительное поведение материи, усваивая ее жизненные уроки? Крепостные крестьяне терпели бесчеловечное, варварское отношение «злобной фурии». На глазах сына она била слуг, оскорбляла их, демонстрируя грубость, жестокость и дикое невежество. Видя отношение сына к учителям, дворовым и родному отцу, никогда не останавливала его, а во всем потакала баловню. Он быстро понял вседозволенность. Другого примера подросток не видел и воспринимал такое поведение за норму.

О развитии его интересов и умственных способностей заботиться просто некому – сама Простакова не умеет даже читать. А обязательное для дворян обучение недорослей у нее в доме на очень низком уровне. Недобросовестный Вральман, бывший кучер, не учит ничему, этим он и нравится матушке. Зачем забивать голову, ведь «и без наук люди жили и живут». Кутейкин, недоучившийся семинарист, сам мало знает. Честный и добросовестный Цыфиркин третий год бьется, но ученик один да один сосчитать не в силах. Хамское отношение сына к учителям и нежелание учиться не волнует Простакову.

В матери Митрофанушка видит свою заступницу. Она не уступит и «отцу родному», если кто-то хочет обидеть сына. Делает все, чтобы обеспечить его будущее. Неудачная попытка женить сына на богатой наследнице Софье – подтверждение этому. Чтобы добиться своего, Простакова решается на похищение девушки.

Вот так и вырастила чудовище: неуча, лодыря, неблагодарного самолюба. Такой финал можно было предугадать задолго до случившегося. Мудрая народная пословица о яблоке, которое падает недалеко от родившей его яблони, права. У Митрофана даже имя соответствующее – «подобный матери». Такой и результат.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «...конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Как показаны в комедии Фонвизина «Недоросль» нравы и образ жизни русского поместного дворянства?
  • Каким считает Простакова своего сына и каков он на самом деле? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)