«...конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)


Вершиной творчества знаменитого русского писателя Фонвизина считают комедию «Недоросль». Глупость и невежество – одна из многих социальных и нравственных проблем, которые поднимает драматург в не стареющем со временем произведении.

Семья Простаковых – яркий пример невежества дворянского сословия в 18 веке. Гоголь считал, что «Фонвизин все взял живьем…». Невежество всех членов семьи Простаковых проявляется особенно ярко на фоне умных, образованных героев пьесы: Стародума, Правдина, Милона, Софьи.


Родители хозяйки дома, госпожи Простаковой, воспитали в дочери неприязнь к просвещению. Она даже читать не умеет: «Я могу получать письма, а читать их всегда велю другому». Царский указ, однако, помещица исполняет. Согласно ему, дворянские дети должны были учиться. Своему пятнадцатилетнему сыну Простакова говорит мудрые слова: «Век живи, век учись, друг мой сердешный!». Только тут же противоречит себе: « Без наук люди жили и живут». Никакой пользы в знаниях она не видит. В их краях, по ее мнению, «смышленым» должности родня раздает. Для этого нужна другая наука, от матушки Митрофан ее перенимает успешно.

В доме для сына проводят уроки, только Митрофанушка ленится, грубит и не слушает наставников, оставаясь после трех лет учения полным невеждой. Но то, «чего не знает Митрофанушка», Простакова называет вздором. Особенно комична сцена «экзамена», когда Простакова решила похвастаться Стародуму, чему научился за годы занятий с учителями ее сынок. В живом диалоге, полном юмора и сатиры, Фонвизин обличает невежество и сына, и матери. Выясняется, что Митрофан не знает азов, но Простакова оправдывает любую его глупость. Оба не слышали о такой науке, как география, что она изучает. Стародум подсказывает, что знание ее позволяет определить, куда ехать. Простакова недоумевает, зачем это знать дворянам, если извозчик «свезет туда, куда изволишь». «Много» знает Митрофанушка из грамматики о существительном и прилагательном. Следуя его теории, Стародум с иронией замечает, что слово «дурак» будет прилагательным, потому что «оно прилагается к глупому человеку». А по исторической части знаниями Митрофанушки и его учителя Адама Адамыча Вральмана только те сказки, которые они оба заставляют рассказывать скотницу Хавронью. Оценкой знаний недоросля стала выразительная фраза Стародума: «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».

В этой сцене происходит «столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества». Как точно подмечено! Мать не занимается воспитанием и образованием ребенка, а только в угоду моде исполняет условности общества. Что могло получиться из ребенка, растущего в атмосфере грубого произвола необразованных родителей? – Невежда.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как показаны в комедии Фонвизина «Недоросль» нравы и образ жизни русского поместного дворянства?
  • Каким считает Простакова своего сына и каков он на самом деле? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Почему Митрофан отталкивает мать в финале комедии? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)