Концепции жизни Ларры (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)


Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1894 году и относится к раннему периоду творчества писателя, который принято называть неоромантизмом. В этом произведении автор заявил о себе как о выразителе особого миропонимания. Его увлечение теорией сверхчеловека нашло в произведении свое выражение.

В основе рассказа лежат произведения фольклора, содержащие нравственные уроки. Жанр легенды позволил писателю заострить проблему взаимоотношений человека и общества. В соответствии с традицией романтизма Горький выводит на страницы рассказа неординарных людей, ярких личностей. Одним из таких романтических героев является сын орла Ларра. Он был силен и хорош собой, в глазах его затаились гордость и холод. По мнению старухи Изергиль, красивые люди всегда смелые. Эти слова относятся и к ларре: он был красивым, смелым, сильным, решительным, но все свои лучшие качества он тратил только на себя. Он не представлял, что можно о ком-то заботиться, кого-то любить, чем-то жертвовать. Для него существовал на земле только один человек – он сам.

Такой образ мыслей не мог не привести к конфликту с обществом. Однажды Ларра обнял дочь одного из старейшин, девушка оттолкнула его, боясь гнева отца. Герой, не привыкший к отказам, жестоко убил ее. Старейшины собрались, чтобы решить, как наказать юношу соразмерно его преступлению. Они приговорили его к одиночеству и бессмертию, лишили его права решать, когда ему умереть. Он всегда делал, что хотел, все должны были подчиняться ему, но смерть оказалась не в его власти. Эгоистичной жизнью он пресытился, устал от одиночества, ведь он все-таки был человеком, хоть орел и был его отцом, а люди по природе своей существа социальные.


Ларра мог бы сделать много добрых дел, но он хотел «сохранить себя целым» и ничем жертвовать, хотел только брать, не отдавая ничего взамен. Он ценит свободу, которая делает его одиноким в мире людей. Эта история перекликается с легендой о Лойке и Радде, которые также ценили свободу больше всего на свете, но они могли выбрать между зависимостью и смертью, у Ларры такого выбора нет. Когда он хотел убить себя, нож сломался об его каменное сердце. Герой обречен на бессмертие и вечное скитание по земле.

Ларра вырос рядом с орлами, вдали от людей и привык смотреть на всех свысока. Ему были незнакомы и чужды человеческие законы, он считал, что все должны подчиняться ему, его мнение было единственно верным, потому что он лучший из лучших. Ларра не привык считаться с чужим мнением, он жил так, как ему нравится. Со старейшинами герой держался на равных, других вовсе не удостаивал внимания. Люди отвечали гордецу тем же, он жил среди людей, но был очень одинок. Телом сын орла спустился с небесной высоты, а душой остался в горах. Люди называли его Ларрой, что значит «отверженный», потому что они изгнали его из своего общества.

Концепция жизни Ларры нежизнеспособна, она не делает человека счастливым. Он хотел быть свободным, поэтому брал от жизни все и ничего не отдавал, но это дало ему только видимость свободы, на самом деле поставило в зависимость, о которой он и не подозревал, в зависимость от своих желаний и непомерной гордыни.

Ларра - это символ крайнего индивидуализма, фантастический сюжет позволил довести это качество до высшего предела, что помогает лучше понять человеческую природу. Человеческое существо не может жить вне общества, даже если ему кажется, что он лучший, ему нет равных в мире. Здесь возникает противоречие: чтобы жить с людьми, нужно принимать их законы, мораль, культуру. Ларра пренебрёг требованиями человеческого общества и обрек себя на одиночество и вечную тоску, такая судьба ждет всех индивидуалистов и эгоистов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сходство и различие между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Природные образы в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Концепции жизни Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)