Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)


Когда-то юношу Алешу Пешкова поразил «человек рассказывающий», который привносил в жизнь красоту и добро. По этой причине нередко писатель М. Горький вводит в свои произведения рассказчиков. Рассказ «Старуха Изергиль» имеет композицию «рассказ в рассказе». Основная часть повествования ведется от имени главной героини, которая рассказывает автору-собеседнику несколько историй, объединенных темой свободы и права человека распоряжаться своей жизненной силой.

Одна из легенд, рассказанных старухой, представляет собой фантастическую историю о сыне орла и земной женщины. Внешне Ларра был обычным человеком, «только глаза его были холодны и горды». Характер юноша унаследовал от отца, он был силен, умен, решителен, свободолюбив. Когда мать привела его к людям, он смотрел на них свысока, со старейшинами говорил как с равными, что оскорбило их.

Герой понимал свою исключительность, старейшины же назвали его «неоперённой стрелой с неотточенным наконечником» и пришли к выводу, что сыну орла не место среди людей. Они отпустили его на свободу, и первое, что он сделал, убил дочь одного из старейшин за то, что она оттолкнула его, когда он её обнял. Его связали и стали решать, как наказать, но сначала попытались объяснить ему, что девушка ему не принадлежала. Он возразил, сказав, что люди владеют скотом, землей, женщинами, он ничем не хуже их. Старейшины объяснили, что за все, что человек берет, он платит собой. Ларру это не устраивало, он хотел «сохранить себя целым». Его желание было исполнено: он стал бессмертным и одиноким.


Ларра жил отдельно от людей, делал все, что заблагорассудится. Сын орла был свободен, как птица, но он был человеком. Человек – существо социальное, бесконечное одиночество сводит с ума, лишает жизненных сил. В конце концов, Ларра устал быть один, он стал искать смерти, но она не принимала его. Последнее, самое главное желание индивидуалиста было неисполнимо.

Изергиль не осуждает Ларру, она даже жалеет его. Он не виноват, что для него не было места ни в небе, ни на земле. Ларра, что значит отверженный, был вынужден вечно скитаться, постепенно он превратился в тень, он не жил, но и умереть не мог. Легенду о его гордыне уже много веков люди передают из поколения в поколение. Я думаю, что Изергиль, стремящаяся к наслаждениям и свободе, поняла подлинную сущность Ларры, так как сама в чем-то была на него похожа. Старуха выделила в нем главную черту: гордыню, за которую сын орла и был наказан.

Слово «гордость» Горький использует, говоря и о Ларре, и о Данко, но их гордость имеет совершенно разное происхождение. Данко гордится тем, что смог спасти соплеменников, Ларра - своим превосходством над людьми. Изергиль понимает эту разницу, на это указывает восхищение подвигом одного, и жалость по отношению к другому. В словах Изергиль, выносящих приговор Ларре, автор уловил «боязливую, рабскую ноту», словно рассказчица сама себя осуждала за сходство с Ларрой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сходство и различие между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Природные образы в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Концепции жизни Ларры (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Концепции жизни Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)