Сходство и различие между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)


Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему творчеству М. Горького, для которого характерна жажда жизни, стремление к подвигу. Романтическая направленность позволяет соединить реальное и фантастическое, заострить проблему самопожертвования во имя спасения других людей.

Легенда о Данко завершает рассказ Горького, состоящий из трех историй о свободолюбивых людях. В образе героя стремление к свободе соединяется с необыкновенной любовью к людям. Племя Данко враги загнали в дремучий лес к болотам, где они стали болеть и умирать. Являясь лидером по натуре, герой берет на себя ответственность за будущее своего племени. Проявив решительность, отвагу, мужество, Данко вызвался спасти людей и провести их через чащу. Вырвав из груди сердце и осветив им путь людям, как факелом, он ведет их в лучшее будущее. Данко жертвует своей жизнью во имя спасения соплеменников.

Эта легенда имеет много общего с библейским мифом о Моисее. Его народ долгое время жил в Египте и находился в рабском положении. Настал день, когда фараон отпустил их на волю, и Моисей вызвался отвести людей на вольные земли. Путь Моисея и его соплеменников был очень долог, они странствовали сорок лет. В дороге они встретили много препятствий, но Бог сопровождал их и помогал справляться с трудностями. Моисей не дожил до того дня, когда его спутники достигли земли обетованной.


И в той, и в другой легенде притеснители не дают людям жить свободно, находится лидер, который вызывается облегчить участь своих сородичей, но это не происходит так быстро, как люди ожидали. Они ослабели, устали, потеряли надежду и начали искать виновных. Отношения Данко и Моисея с обществом накаляются. Оба вожака умерли, не пожив на обетованной земле, но смерть героев происходит по-разному.

У этих историй много общего, но есть и различия. Основное отличие заключаются в том, что у Моисея была поддержка Бога, Данко мог полагаться только на себя. В рассказе Горького людей спасает человек, в библейской истории – Бог. Моисей действует по воле Бога, Данко по своей воле ведет за собой людей. Моисей призывает всех верить, и эта вера их спасает, Данко говорит о своем мужестве и о слабости соплеменников, он приносит себя в жертву, его горящее сердце спасает племя.

Легенда о Данко создана писателем-романтиком на основе народных преданий, она имеет целью утвердить высокое звание человека, заставить людей поверить в свои возможности, научить быть свободными, победить рабское начало в себе. Авторами мифа о Моисее являются священники, цель которых убедить людей в существовании Бога, заставить их строить свою жизнь в соответствии с библейскими заповедями, тем самым держать людей в повиновении. Люди должны понимать, что, нарушив заповедь, они подвергнутся наказанию. Легенда о Данко прославляет человека, миф о Моисее – Бога. Данко умирает как герой, он увидел свободную землю, «засмеялся гордо», после чего упал и умер. Моисея Бог привёл перед смертью на гору, чтобы он посмотрел на землю, к которой вел людей.

Подводя итог, можно сказать, что сходство легенды о Данко и мифа о Моисее заключается только в общем сюжетном плане. Главное отличие составляет идейное содержание: миф о Моисее прославляет Бога и призывает людей повиноваться, легенда о Данко прославляет человека и призывает людей верить в свои силы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Природные образы в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Концепции жизни Ларры (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Концепции жизни Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)