Природные образы в рассказе Горького «Старуха Изергиль»


Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему творчеству М. Горького, это второй романтический рассказ писателя. Романтизм и реализм органично сливаются в произведении так же, как народные легенды и история жизни главной героини. Конфликт эгоизма и альтруизма раскрывается на фоне романтического пейзажа.

Пейзаж в начале произведения готовит читателя к восприятию необычных фантастических историй, он играет роль романтической декорации. Необычные тучи, «золотинки звезд», острый запах моря и влажной земли создают красивую, необычную, грустную атмосферу и кажутся началом чудесной сказки. Среди странных облаков на фоне ласкового неба появляется кроваво-красная луна, придавая сказочной обстановке мрачный трагический оттенок. Над землей от облаков появляются неясные тени, среди которых Изергиль разглядела тень Ларры, героя первой рассказанной ей истории. Море тихо вторит началу древней легенды, становясь соавтором старухи.

Во второй части Изергиль рассказывает автору о себе, море вновь составляет ей дуэт, их объединяет мятежный характер. Вспоминая о своей молодости, героиня с горечью добавляет, что в старину у людей было больше силы и огня.


Перед следующей легендой автор вновь останавливает внимание читателя на пейзаже. Как в пушкинской сказке, море, сначала тихое, стало более шумным перед второй историей и разбушевалось перед третьей. В небе уже не видно облаков, с моря поднимается черная туча, похожая на горный хребет. Пейзаж становится все страшней и таинственней, в степи появились голубые огоньки, предвещавшие новую сказку. В конце рассказа наступает зловещая тишина, на степь пала мгла, тучи стали медленными и скучными, море шумело глухо и печально. Природа словно аккомпанирует героине, меняя оттенки и звуки в такт рассказываемым историям.

Отдельное слово нужно сказать о природных образах, созданных Горьким в легенде о Данко. Здесь природа аллегорична, она становится участником событий, символизирует современную автору действительность. Сама ситуация сложившаяся в племени, когда один человек пытается спасти всех, нередко встречается в реальной жизни. Густой лес, закрывающий небо и солнечный свет, смердящее болото являются аллегорией того, что люди запутались, их жизнь день ото дня становится все труднее и непонятнее. Соплеменники Данко оказались в ситуации выбора: пойти биться с врагом или идти в неизвестность. Герой вызвался вывести людей подальше от болот, которые несут смерть и болезни. Дорога к свободе тяжела, «болото разевало пасть и глотало людей», лес становился все гуще. Однажды разразилась буря, смертельно напугав людей, и они возроптали, стали во всем обвинять Данко. Лес гудел, вторя недовольным людям. Данко сначала был один за всех, теперь же оказался один против толпы. Он вырвал из груди свое сердце, которое горело, как солнце, «тьма разлетелась и пропала в болотах». Герой повел соплеменников за собой, освещая путь своим сердцем. Удивленный лес расступился перед людьми, и они вышли на свободу. Так человек, пылающий идей, ведет за собой народ из тьмы заблуждений к светлому будущему. Образы природы сопровождают легенду от начала до конца, выполняя роль добрых и злых начал в душах людей.

Природные образы в рассказе «Старуха Изергиль» позволяют представить другой мир, который противопоставлен унылой реальности. Насыщенные краски, метафоричные образы природы придают жизнеутверждающую тональность, оттеняют характеры персонажей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сходство и различие между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Концепции жизни Ларры (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Концепции жизни Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)