Лирический подтекст в пьесе Чехова «Вишневый сад»


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»наблюдается лирический подтекст. Особенностью пьесы является отсутствие явного действия, автор особое внимание уделяет переживаниям персонажей и их психологическим особенностям.

Многие поступки героев, их слова, а также несоответствие слов и действий внешне приобретают комическую форму, однако анализ всех способов раскрытия образов и основного конфликта позволяет сказать о наличии лирического подтекста. Речь Гаева, который обратился к шкафу, на первый взгляд комична, однако в ней наблюдается и лиризм. Лирическая атмосфера видна в произведении не явно, она скрыта за весьма комичными и даже абсурдными ситуациями. Именно поэтому многие исследователи согласились с мнением М. Горького, который дал пьесе такое жанровое определение: «лирическая комедия».


Произнося те или иные фразы, вступая друг с другом в различные беседы, все персонажи пьесы находятся в плену собственных размышлений. Обращаясь к другому или другим героям, отвечая на чьи-то вопросы, все действующие лица говорят о своем, они не способны слышать друг друга и вникать в истинный смысл разговора. Внимание только к собственным проблемам, невозможность быть услышанным, иллюзорность общения демонстрируют полное одиночества каждого персонажа. Лиризм проявляется в том, что персонажи драматического произведения, которое в большинстве случаев построено в форме диалогов между персонажами, одиноки и непоняты. Почти все персонажи ищут счастье, рассуждают о нем, однако они не находят его. Героев жаль, но то, что Раневская и Гаев ничего не делают для того, чтобы имение осталось под их владением, то есть фактически они сами мешают своему счастью, не думая о том, что счастье зависит от них самих, выражает важную мысль: человек, не умеющий реагировать на условия изменяющегося общества, сам виноват в своем несчастье.

Лирическое начало пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что А. П. Чехову было важно не столько обличить представителей дворянской России, принципы которой уже устарели и требуют кардинальных изменений, но и продемонстрировать надежду на лучшее будущее. Автор обличает представителей прошлого не жестко, он демонстрирует их доброту, мягкость, способность любоваться природой, эти качества, по его мнению, должны быть присущи и представителям будущего. Не вставая на сторону вырубившего вишневый сад капиталиста Лопахина, который сменил безвольных и ни к чему не способных Раневскую и Гаева, привыкших к роскошной жизни, автор выразил надежду на то, что совсем скоро придет лучшее будущее. Драматург не отрицает достоинств Лопахина, но он осуждает его за то, что он вырубил вишневый сад, который является частью природы и частью красоты России. Образ Ани Раневской, которая думает о том, как «насадить новые сады», лишен комичности, автор верит в ее возможности. В пьесе ярко выражена вера в трудолюбивых демократов, которые, по мнению автора, могут привести Россию к лучшему будущему. Вера в будущее страны говорит об искренней любви А.П. Чехова к России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Приемы создания характеров в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Монологи персонажей и их роль в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Речевые характеристики персонажей в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Звуковой образ в пьесе Чехова «Вишневый сад» и его смысловая значимость