Мечта и реальность в повести Гоголя «Невский проспект»


В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» поднимается проблема мечты и реальности. Данная проблема раскрывается благодаря образам центральных персонажей – Пирогова и Пискарева, которые полностью противопоставлены друг другу.

История, случившаяся с Пироговым, демонстрирует, что Пирогова нельзя назвать мечтательным человеком. В его жизни нет места мечтам, у него есть только желания. Если Пирогову удается воплотить желаемое в действительность, то хорошо, если же ему это не удается, то он все равно не расстраивается. Когда Пирогову не удается заполучить замужнюю блондинку, он этому нисколько не расстраивается. Все его переживания проходят, когда он заходит в кондитерскую и съедает два слоенных пирожка. Н.В. Гоголь показывает: так как у Пирогова не было мечты, в его жизни и не было столкновения мечты и реальности. Пирогов воспринимал только реальный мир и во всех ситуациях стремился найти собственную выгоду. У Пирогова нет чего-то особенного, к чему он стремился, любые желания, если они оказывались неосуществимыми, сразу же менялись на другие, более доступные и более реальные.

Мечтательным человеком является Пискарев. Это качество проявляется не только в случившейся с Пискаревым ситуации, но и во всей жизни героя. Раскрывая образ Пискарева, Н.В. Гоголь обращает внимание на его внутренний мир, показывая, что Пискарев стремится к идеальности. Кроме того, мечтательность вырабатывается у Пискарева в результате его творческой деятельности: Пискарев – художник.

Пискарев стремится к хорошей жизни, полной внутренней гармонии. Его не интересует тот разврат, которым живет Пирогов и другие жители Петербурга. Когда Пирогов влюбляется в прекрасную незнакомку, мечтой для него становится совместное счастье.


Н.В. Гоголь показывает, что мечта Пискарева сталкивается с реальной действительностью, потому что мечте героя не суждено сбыться из-за царствующего в обществе разврата, к которому принадлежит и незнакомка, которая была так дорога Пискареву.

В повести показано, как Пискарев стремится в ирреальный мир, где все его мечты сбываются. Пискарев делает все, чтобы уйти в мир сновидений, где он может встречать прекрасную брюнетку, где он может быть счастлив вместе с ней. Реальность с каждым разом становится для Пискарева отвратительным явлением, в котором он просто не может находиться.

Предприняв попытку обрести счастье в реальности, Пискарев получает от девушки отказ. Здесь происходит кульминация конфликта между мечтой и реальностью. Пискарев больше не видит смысла жить в реальном мире, где нет места осуществлению его мечтам. Столкновение мечты и реальности становится одной из главных причин совершения Пискаревым самоубийства.

Н.В. Гоголь показывает, что мечтательным, стремящимся к созданию идеального мира людям нет места в реальности, в ней остаются лишь те люди, которые равнодушно относятся к своим желаниям и привыкают находить в каждой ситуации собственную выгоду. Раскрывая образы Пирогова и Пискарева, автор повести показывает диаметрально противоположные точки зрения относительно мечты. Невозможность существовать в реальной действительности, свойственная Пискареву, и неспособность мечтать, свойственная Пирогову, показывают, что между мечтой и реальностью нужно находить середину, равновесие и гармонию. Нельзя жить в соответствии с животными инстинктами, как это делал Пирогов, но и нельзя жить иллюзиями и мечтами, которые никогда не сбудутся, как это делал Пискарев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Романтизм и реализм в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Правда и ложь в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Проблематика повести Гоголя «Невский проспект»