Можно ли Луку считать пародией на Платона Каратаева?


Некоторые литературоведы проводят параллели между Платоном Каратаевым, героем «Войны и мира» Л. Толстого, и странником Лукой из пьесы М. Горького «На дне». Этих героев, действительно, можно сравнивать, но считать Луку пародией на Коротаева, я думаю, нельзя.

Пародией называют комическое или сатирическое подражание чему-нибудь. Уже то, что «На дне» не является комедией, позволяет не согласиться с пародийностью образа Луки. Герой Горького является стержневым образом пьесы, вокруг которого формируется действие. Он, как и Платон Каратаев, влияет на души людей, но если герой Толстого оказывает живительное воздействие, то Лука, напротив, несет беду. После его добрых речей Анна умерла, Актер повесился, Пепел попал в тюрьму, Наташа исчезла. Четыре искалеченные судьбы – это немало. Луку трудно назвать положительным героем, но и снизить его образ до пародии тоже будет неправильно.

В пьесе Горького можно выделить три правды: философия гордого человека Сатина, равнодушный взгляд на мир Бубнова и Барона, стяжательская философия Костылевых. Странник Лука представляет собой своеобразный симбиоз всех правд, представленных в произведении. Он много говорит о человеке, о том, что плохих людей нет, «человеком родился, человеком и помрешь», размышляет о жизненном предназначении, говоря, что «все мы на земле странники». Эти мысли сближают его с философией Сатина.

На первый взгляд Лука добрый, сердобольный, отзывчивый человек, но когда он исчезает после убийства Костылева, так думать уже не хочется. Он ни за что не будет ничем жертвовать, чтобы помочь другому, и реально никому не помог. Все его разговоры были умелыми манипуляциями, обеспечившими ему спокойное существование в ночлежке. Он так и не раскрыл никому своего темного прошлого, и его ничья судьба по-настоящему не взволновала, что сближает его с равнодушием Барона и Бубнова.


Старик не опровергает предположения о том, что в прошлом кого-то убил. Он ценит комфорт, не хочет иметь дел с полицией. Эти черты его образа напоминают Костылевых, которые думают только о себе и убить готовых всех, кто посягает на их благополучие.

Лука, словно хамелеон, одевает на себя личину того, с кем разговаривает. Он заставляет людей увидеть себя настоящими, другие ночлежники смотрятся в него как волшебное зеркало, где отражаются все их душевные порывы.

Нельзя не учитывать тот факт, что написание пьесы относится к эпохе Серебряного века, который сформировал литературное течение модернизма, повлиял на творчество прозаиков и драматургов. Герои пьесы испытали это влияние на себе в достаточной мере. Все действующие лица, в том числе и Лука, являются образами-символами. Во многих произведениях Горького по ходу развития действия постепенно начинала доминировать авторская идея, которая подчиняла себе все произведение. Лука, хоть и является выразителем одной из идей автора, обеспечил равноправное существование в произведении нескольких идей, нескольких правд, позволив зрителям и читателям самим расставлять приоритеты. Это позволяет говорить о значительности образа странника в пьесе.

Лука не пародия на Платона Каратаева, он выполняет совершенно другую функцию. Платон является олицетворением русского национального характера, он помог Пьеру обрести себя. Лука ближе к притчеобразным героям, он, говоря словами Сатина, действует на людей как кислота на ржавчину. Сам по себе этот герой не является каким-то образцом, он ничем не лучше других, но, благодаря ему, люди видят себя со стороны, находят силы заглянуть в свою душу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какая тема считается лейтмотивом пьесы Горького «На дне»?
  • Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? (по пьесе Горького «На дне»)
  • В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе Горького «На дне»?
  • Существуют ли для Луки «бесполезные» люди? (по пьесе Горького «На дне»)