Какая тема считается лейтмотивом пьесы Горького «На дне»?


Героями пьесы М. Горького «На дне» являются люди, утратившие привычный человеческий облик. В своём одноименном рассказе Горький назвал их «бывшие люди», совершенно лишая звания человека. Драма «На дне» возвращает им утраченное, один из «бывших» Клещ говорит в конце произведения: «Везде люди».

Спор о вере и правде, являющийся лейтмотивом пьесы, ведется между Лукой и Сатиным, но в него оказываются втянуты и другие постояльцы ночлежки. Ночлежники уже смирились со своей участью, у них даже мысли нет, что можно что-то изменить. Появление Луки меняет мировоззрение героев, и они духовно возрождаются. Надежды на то, что их жизнь изменится, и они покинут ночлежку, нет, но в их душах появилось сострадание, отзыв на происходящее. Нельзя сказать, что Лука и Сатин являются полными антагонистами, так как Сатин встает на защиту старика, когда Барон и Клещ обвиняют его в шарлатанстве. Он говорит, что Лука подействовал на него, как кислота на ржавчину. Думается, что не только на него, потому что все постояльцы задумались о жизни.

Старик ко всем смог подобрать ключик, как опытный психолог он у каждого отыскал слабое место, подслушал, кто о чем мечтает. Он дал ночлежникам обманчивые мечты и надежды, на какое-то время они поверили, что их жизнь может измениться, что не все еще потеряно. Актер собрался в лечебницу, где его вылечат от алкоголизма, Пепел с Наташей решили уехать в Сибирь подальше от Костылевых. Настя перестала покорно переносить издевки Барона, она стала защищаться, отстаивать свое право на звание человека и убедила в этом своего сожителя.


Задумался о жизни образованный Сатин, выступив в защиту человека. Он не согласен с действиями Луки, который дает ложные надежды, потому что «правда – бог свободного человека». В уста Сатина Горький вкладывает слова о свободе и человеке, продолжая начатый в ранних рассказах разговор. В этом герое нет романтичности Радды, Лойки и Данко, он не совершает героических, неординарных поступков. Сатин – герой из реальной жизни, в начале произведения он выглядит скорее как жертва обстоятельств. Лука говорит, что Сатин легко переносит свое падение, в 4-м акте герой объясняет причины своей легкости. Он не строит иллюзий, а реально смотрит на вещи, вряд ли он согласится с точкой зрения Луки, который утверждает, что существует все, во что веришь. Старик и о Боге так же говорит: если веришь, значит, он есть. Настю он успокаивает: если веришь, что у тебя была любовь, значит, как оно и есть. Сатин выступает за правду, за гордое звание человека, он отрицает все общественные установки о работе, честности, совести. Эти вещи не являются для него жизненными приоритетами, он презирает работу ради сытости, запросто признается в том, что он жулик. Говоря о человеке, он придаёт этому понятию космические масштабы.

Лука, призывая людей верить, на самом деле отказывает им в способности что-то совершить, изменить свою жизнь. Сатин, напротив, приходит к мысли о величии человека, его созидательной роли.

Заставляя персонажей высказывать свое мнение о вопросах веры и правды, Горький предлагает читателям и зрителям задуматься об этом, принять сторону одного из персонажей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? (по пьесе Горького «На дне»)
  • В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе Горького «На дне»?
  • Можно ли Луку считать пародией на Платона Каратаева?
  • Существуют ли для Луки «бесполезные» люди? (по пьесе Горького «На дне»)