В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе Горького «На дне»?


Основной конфликт пьесы М. Горького «На дне» заключается в споре о вере и правде. Обитатели ночлежки, так или иначе, оказываются втянутыми в него, однако, в произведении затрагиваются и другие проблемы, которые отражаются в ссорах персонажей.

Пьеса сразу вводит в особый мир, где все обитатели настолько разобщены, одиноки, опустошены, что мирное сосуществование невозможно. Они ссорятся друг с другом скорее по привычке. Барон донимает Настю, обзывая ее и высмеивая ее увлечения любовными романами. Квашня ругает Клеща за то, что он заездил жену. Слесарь грубо обрывает торговку, называя старой собакой. Затем постояльцы начинают выяснять, кто должен подмести пол. Все эти препирания довольно вялы, привычны для ночлежников, они не вызывают никаких эмоций. Постояльцы почти не замечают друг друга, хуже того, что с ними произошло в прошлом и привело в ночлежку, уже трудно представить. Герои говорят одновременно, слабо реагируя на реплики окружающих, а в некоторых случаях и вовсе пропуская сказанное мимо ушей.

Более серьезные конфликты в пьесе связаны с хозяевами ночлежки. Вор Васька Пепел состоит в любовной связи с Василисой Костылевой, женщиной жестокой, страстной, алчной и ревнивой. Василиса пытается подчинить Пепла, он не испытывает к ней любви, его тянет к Василисиной сестре Наташе, которая добрее и душевнее. Этот любовный треугольник порождает множество конфликтов, Василиса ревнует сестру к любовнику и периодически избивает ее. Она ссорится и с Пеплом, то угрожая ему, то обещая оставить их с Наташей в покое. Костылев подозревает жену в изменах, постоянно следит за ней, чем злит ее. Он издевается над Наташей, считая ее приживалкой. В этом конфликте Горький показывает хищную сущность капитализма, на первое и единственное место встают деньги и власть. По своему мировосприятию Василиса Карповна напоминает Ларру, она хочет, чтобы ей принадлежало все, но ничего не отдает взамен.


Условия ночлежки имеют один плюс: здесь обнажается сущность людей, «один голый человек остается», говоря словами Бубнова. В четвертом акте Горький показывает пробуждение человеческого в обитателях ночлежки, произошедшее под влиянием странника Луки. Люди беседуют друг с другом, они начинают слышать слова окружающих, испытывать эмоции. В этом проявляется психологизм пьесы, показывающий движения души героев.

Можно отдельно отметить взаимоотношения ночлежников с Лукой. Со странником никто не ссорится в полном смысле слова. Есть те, кто проявляет к нему негативное отношение, это хозяева ночлежки Костылевы, но и они это делают довольно мягко, зная их характер и отношение к другим людям. Костылеву старик внушает подозрения, а Василиса говорит, что у Луки язык длинный. Недовольство стариком высказывает Бубнов, но не в прямом конфликте. Странник заставил людей думать о том, для чего они живут, как им нужно жить, и незаметно исчез, не дав ответа.

В пьесе «На дне» изображаются конфликты, отражающее общечеловеческие противоречия: разные взгляды на жизнь, мир, социальное устройство, отношения между людьми. В обычных ссорах Горький показал столкновение взглядов на бытие и сознание, благодаря чему пьеса Горького остается актуальной и в наши дни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какая тема считается лейтмотивом пьесы Горького «На дне»?
  • Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Можно ли Луку считать пародией на Платона Каратаева?
  • Существуют ли для Луки «бесполезные» люди? (по пьесе Горького «На дне»)