Невидимые образы в комедии Гоголя «Ревизор»


Н.В. Гоголь рисует в комедии «Ревизор» широкую картину российской жизни не только с помощью действующих лиц, но и с помощью так называемых невидимых образов. Это внесценические персонажи, которые не появляются в действии, но о которых упоминается в повествовании.

В повествовании упоминается Андрей Иванович Чмыхов. Он становится элементом завязки всей комедии. Именно от него городничий получает письмо с известием о том, что в город приедет ревизор. Кроме того, Чмыхов в письме раскрывает «грешки» Сквозник-Дмухановского.

В беседе городничего с чиновниками, а затем и с присоединившимися помещиками мелькают различные имена отдельных людей и упоминается о целых группах людей: говорится об Анне Кирилловне и Иване Кириловиче, о которых упоминает в письме Чмыхов; о пациентах в больницах, которыми руководит Земляника; о сторожах в присутственных местах, которыми руководит Ляпкин-Тяпкин; о заседателе уездного суда, от которого постоянно пахнет перегаром; об учителях, имеющих «странные поступки»; о людях, чьи письма читает Шпекин; о Чептовиче и Вархановском, которые затеяли тяжбу, благодаря которой Ляпкин-Тяпкин «травит зайцев на землях и у того и у другого»; о ключнице Авдотье, которая была послана к Филиппу Антоновичу Почечуеву за бочонком французской водки; о Филиппе Антоновиче Почечуеве; о трактирщике Власе, его жене и недавно родившемся ребенке; о проезжих офицерах, которые «прошлого года» подрались в номере, где остановился Хлестаков; об арестантах, которым не выдавали провизию; о полицейском Прохорове, который напился во время выполнения задания; о купце Черняеве; о солдатах, которые «наденут только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет». Все эти внесценические персонажи, о которых разговаривают городничий, чиновники и помещики, помогают продемонстрировать уездный город N с разных сторон.

Упоминаются в повествовании и следующие образы: жена Добчинского, которая, видимо, изменяет ему с Ляпкиным-Тяпкиным; дети Добчинского, включая и Ванечку и Лизаньку, которых крестила Анна Андреевна; незаконнорожденный старший сын Добчинского, дочери Ляпкина-Тяпкина, пятеро детей Земляники Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя, муж слесарши.


Есть в комедии и внесценические персонажи, связанные с образом Хлестакова. Это и отец Хлестакова – Александр Хлестаков, о котором говорит как Хлестаков, так и Осип и к которому Хлестаков и Осип едут; и пехотный капитан, который «сильно поддел» Хлестакова; и Иохим, который не дал Хлестакову кареты напрокат; и купеческая дочка, с которой «перемигнулся» Хлестаков.

Помимо реальных внесценических лиц с образом Хлестакова связаны и фантастические образы. В сцене выдумок Хлестакова он упоминает начальника отделения, который с Хлестаковым «на дружеской ноге»; сторожа, который чистит ему сапоги; солдат и офицера, которые якобы приняли Хлестакова за главнокомандующего; «хорошеньких актрис»; Пушкина; Смирдина, который платит Хлестакову за то, что он поправляет статьи; Загоскина, чье произведение Хлестаков причислил себе; министра иностранных дел, французского посланника, английского, немецкого посланников, с которыми Хлестаков играет в вист; кухарку Маврушку; генералов, директоров, курьеров и некоторых других.

Важное место занимает внесценический образ Тряпичкина, которому Хлестаков пишет письмо, в котором рассказывает о том, что его приняли за высокопоставленное лицо.

Внесценическим является и образ истинного ревизора. Этот образ является двигателем сюжета и основой конфликта всей комедии, однако он так и не появляется на сцене.

Таким образом, в комедии «Ревизор» участвуют не только действующие лица, которых насчитывается 25, но и невидимые образы, которые помогают продемонстрировать широкую общественную картину.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как Вы понимаете слова Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор»?
  • Общечеловеческое значение характеров комедии Гоголя «Ревизор»
  • Белинский о комедии Гоголя «Ревизор»
  • Отзыв о комедии Гоголя «Ревизор»