Образ Благодетеля в романе Замятина «Мы»


Евгений Замятин написал свой роман необычного жанра в 1921 году, в непростое для страны время, когда люди, терзаемые ужасами Гражданской войны, с тревогой ожидали, какое же будущее их ждет. Автор критично смотрел на все, что творилось вокруг него, и видел будущее под своим углом.

Роман «Мы» - предупреждение для современников и для будущих поколений о той опасности, которая таится в подавлении государством всех сфер человеческой жизни.

Уже с первых строк мы оказываемся в далеком будущем, в 31 веке, в фантастическом месте с громким названием – Единое Государство. В этом государстве нет никаких проблем, все материальные запросы людей обеспечены должным образом. И, кажется, что вокруг царит всеобщее счастье, такое понятное, логически выстроенное, без ошибок. Но только вот личностей мы не замечаем. Есть номера, винтики, лишенные человеческой индивидуальности, самостоятельности, воли, лишенные даже имен.

И вот появляется и сам правитель этого государства – Благодетель. Для номеров это самый настоящий Бог. Ему подчинено все. Граждане государства слепо верят ему, поклоняются и даже боятся. Внешность его также напоминает божественный облик. Фигура Благодетеля будто спаяна из металла, он неподвижен, точно статуя или монумент. Замятин, показывая этот образ, уделяет большое внимание его рукам. Во время праздника Благодетель восседает на кубе, а наше внимание приковано именно к его рукам. Большие, каменные – такие эпитеты дает им писатель. Когда же одна из них поднимается, граждане государства готовы внимать ее жесту, безоговорочно и безропотно выполнить все.


Что касается других характерных черт Благодетеля, то он также обезличен, как и те, кем управляет. У него нет лица, нет чувств, весь он превращается только в исполнителя возложенной на него функции. Этот образ также универсален, как и все остальные, его с легкостью можно заменить.

В следующий раз Благодетель предстает перед нами на празднике Единогласия. Теперь мы наблюдаем, как величественно он сходит с небес, облаченный в белые одежды. В этой части романа Замятин уже проводит четкое сравнение Благодетеля с Богом. Да и качества у них очень похожи: мудрый, любящий и в то же время жестокий.

В описании Благодетеля есть и еще одно интересное сравнение. Автор рисует его похожим на Паука, в лапах которого все государство.

Следует отметить и тот факт, что образ Благодетеля претерпевает изменения на протяжении романа. В решающей встрече с ним инженера Д-503 Благодетель совсем другой. Замятин снимает его с пьедестала. Но Д-503 продолжает испытывать благоговейный страх. А если вчитаться в текст, то Замятин часто дает указание на то, что Благодетель – обычный человек. Его лысая голова покрыта капельками пота. И такую характеристику автор дает не просто так. Лысая голова – заурядная описательная конструкция, капельки же пота на ней еще больше снижают весь облик Благодетеля.

Таким образом, можно говорить о том, что в романе изображено много образов, но одним из самых запоминающихся становится Благодетель.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ R-13 в романе Замятина «Мы»
  • Образ Хранителя S-471 в романе Замятина «Мы»
  • История создания романа Замятина «Мы»
  • Устройство Единого государства (по роману Замятина «Мы»)