Образ R-13 в романе Замятина «Мы»


Евгений Замятин – автор романа-предсказания с символичным заглавием «Мы». Писатель предупреждает об опасности, которая грозит обществу, поставившему во главе техническую бездушную машину государства, лишив людей индивидуальности, души, личностных проявлений.

Замятин будто заглядывает в будущее и видит, к чему приведет такое государственное устройство. Открыв первую страницу романа, мы попадаем в 31 век и видим идеальное Единое Государство, которым правит Благодетель. Его помощниками являются Хранители, тайная полиция, которая следит за исполнением порядков. А жизнь в этом государстве строго регламентирована. Основной закон, Часовая Скрижаль, определяет время начала работы, приема пищи, прогулок, отхода ко сну. В обществе все равны, имеют одинаковую одежду, униформу. Замятин намеренно не использует понятие «человек», не дает своим героям имен. Вместо этого он наделяет персонажи номерами, числовыми значениями, которые выбиты на золотых бляхах, прикрепленных к одежде.

Из общего строя одинаковых номеров выбиваются Д-503, инженер, занимающийся строительством космического корабля «Интеграл». Математик влюбляется в I-330, возглавляющую восстание против существующего устройства. Молодой человек не раз пытается сделать донос, но сдерживается. Он постоянно мечется ,сомневается, считает, что серьезно болен и хочет излечиться.

Интересен образ поэта R-13. В его внешнем облике Замятин подчеркивает толстые негрские губы. Возможно, этой характеристикой автор хочет показать нам улыбчивость поэта, его эмоциональность и простодушие. Глаза R-13 будто отлакированы смехом, черного цвета. Такой облик поэта сразу отсылает нас к облику другого поэта, тем более, что его облик видит инженер Д-503 в Старом Доме. Это, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин. Математик видит портрет поэта 19 века на полочке в Древнем Доме, изображение чуть заметно улыбается молодому человеку.


Но не только внешность (негрские губы и черные глаза) ассоциируются с образом Пушкина. У R-13 еще и похожая трагическая судьба. Поэт погибает в финале романа.

Замятин постоянно обращает внимание на губы поэта, подчеркивая, что это главная его особенность. Из этих губ слова будто брызжут, хлещут. И рот от этого становится мокрым. и даже если поэт испытывает беспокойное психологическое состояние, автор снова описывает его губы: тогда они уже висят. И прежний лак в глазах будто съеден.

Яркая художественная деталь образа поэта R-13 – губы – сопровождают его до финала, до трагической развязки. Д-503 видит героя лежащим на спине. И снова губы, они словно не поняли, что случилось, и еще брызжут смехом, как раньше. Глаза же зажмурены так крепко, что их уже не открыть. Д-503 кажется, что поэт все еще смеется над ним. Математик перешагивает через мертвое тело и убегает.

Трагична не только судьба поэта, но и финал романа. Инженер идет на операцию по удалению фантазии, забывает все то, что было с ним и предает возлюбленную. Встречая I в газовой комнате, он даже ее не узнает.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Хранителя S-471 в романе Замятина «Мы»
  • Образ Благодетеля в романе Замятина «Мы»
  • История создания романа Замятина «Мы»
  • Устройство Единого государства (по роману Замятина «Мы»)