Образ Димы Сомова в повести Железнякова «Чучело»


Дима Сомов из повести В. Железнякова «Чучело» – один из учеников 6-А класса, мальчишка, из-за которого пострадала Ленка Бессольцева – главная героиня произведения. Впервые мы видим Димку глазами Лены: «Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». «Уснувший мальчик» – скульптура, которую Ленка увидела в парке городка. Девочке этот мальчик всегда казался очень печальным, видимо, и Сомов показался ей грустным.

Сомов был из обеспеченной семьи. Его одноклассник Валька говорит об этом так: «Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки…». Валька завидовал Димке так, что ему хотелось его ударить.

Маргарита Ивановна, классная руководительница 6-А, считает, что Димка «человек незаурядный, не останавливается на достигнутом. В главном смел, прямодушен, надежный товарищ…». Сомов нравится однокласснице Шмаковой, поэтому она проникновенно, с наслаждением вслушивается в слова учительницы.

Так вышло, что именно к Сомову в первый день подсела Ленка Бессольцева. На удивление, мальчишка не смеется над ней так, как другие одноклассники. Он защищает девочку, даже начинает драку с Рыжим, когда тот обзывает Лену чучелом. Как видим, первое впечатление о Сомове положительное. Он кажется идеализированным. Но что же происходит дальше? А дальше оказывается, что Димка – трус, который без зазрения совести может спрятаться за спиной девчонки.


Сомова обвиняли в том, что из-за него ребята ушли с урока Маргариты Николаевны. Ленка, увидев реакцию друга на обвинения, решила защитить егои взяла вину на себя. Димка даже не попытался возразить. Он видел, что неприятностей очень легко избежать, и правду никто искать не будет, ведь Бессольцеву в классе не любят.

Неприятно удивляет и дальнейшее поведение Сомова. Сначала он пытается защитить девочку, ведь сразу после уроков её начинают гонять по городу и унижать. Димке объявляют бойкот вместе с Ленкой. Он обещает Бесольцевой признаться, но страх не дает ему сделать это. Совесть мучает его, он приходит к Лене, извиняется. Потом он даже признается ребятам, что Бессольцева ни в чем не виновата. Его начинают травить, и он говорит, что просто пожалел Бессольцеву. Ему неверят, Ленка снова берет вину на себя, а Сомов снова молчал. Больше он не делает попыток признаться.

После этих событий видим, как одноклассники празднуют у Димки дома его день рожденья. Ленка приходит к ребятам и рассказывает всю правду. Теперь одноклассники изменили мнение о нём. Они накинулись на Сомова за то, что он обидел Бессольцевых.

На примере Димки Сомова В. Железняков показывает, что ложь всегда раскрывается. Кроме того, посредством этого образа демонстрируются последствия поступков, сделанных человеком тогда, когда им руководит страх. Из-за трусости Димка потерял не только репутацию, но Ленку Бессольцеву, которая могла бы быть ему верной, подругой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Лены Бессольцевой в повести Железнякова «Чучело»
  • Образ Николая Бессольцева в повести Железнякова «Чучело»
  • Образ Маргариты Ивановны в повести Железнякова «Чучело»
  • Образ Мироновой («Железная Кнопка») в повести Железнякова «Чучело»