Образ Павла в повести Абрамова «Пелагея»


Главной героиней повести Федора Абрамова является Пелагея Амосова, жительница сибирской деревушки, работающая на пекарне. Ее муж Павел - больше второстепенный персонаж, и в жизни женщины играет такую же роль. Посмотрим на этот образ более подробно.

Знакомимся с Павлом мы, слушая размышления Пелагеи. Женщина возвращается с тяжелой работы и не находит мужа на привычном месте. Обычно он ждет ее возле черемухового куста на горе и подсвечивает фонарем дорогу, чтобы не оступилась. Потом Пелагея предается воспоминаниям, из которых мы узнаем, что Павел всегда помогал жене по дому: печь топил, воду носил, даже коровку мог подоить. А после того, как у него заболело сердце, все эти заботы легли на плечи Пелагеи. И вот сейчас, не увидев мужа, женщина испугалась, не случилось ли чего?

Но нет, ничего страшного не произошло, просто Павлу нездоровилось, вот он и не пошел по обыкновению встречать Пелагею с работы.

И вот мы уже видим самого Павла. Автор подчеркивает его стариковский вид, который так не нравится Пелагее. Главным образом это касается одежды: белые подштанники из полотняной ткани, валяные опорки и стеганая безрукавка. Лицо у мужа было бледным и потным, волосы скатались. Видно было, что он только что проснулся. Этот жалкий вид нисколько не меняется на всем протяжении повести.


Пелагея всем заправляет в доме и в своей семье. Павел же не перечит. Взять хотя бы ситуацию с днем ангела сестры Аксиньи. Пелагея устала в пекарне и не хотела идти на праздник. Павел понимал, что таким отношением они обижают сестру, но ничего поделать не мог, лишь несмело пытался доказать жене, что нужно идти. Пелагея не скупится в выражениях, выговаривая пришедшей Аксинье, попрекая сестру мужа в том, что та ничего целый день не делала. Обидно Павлу это слушать, да только он потупился и молчал, не заступаясь и не споря с женой.

Когда Анисья ушла, он попытался заступиться за сестру, хотел объяснить Пелагее, что нужно было уважить, ведь не чужая, да только получив отпор, отвернулся и уставился в потолок.

А ведь в этот вечер им все же пришлось пойти на праздник. Только вот не к Анисье, а к председателю сельсовета Петру Ивановичу. Тут уж Пелагея забыла и о своей усталости, и о нездоровье мужа. Ведь в такой дом всех подряд не зовут, и отказаться ни в коем случае нельзя.

Дальше на протяжении всего повествования мы и не видим Павла. А потом и вовсе случается несчастье: мужчина скончался, не выдержав побега дочери из дома. И вот только на похоронах мужа Пелагея поняла, как была не справедлива с ним. Она ни во что не ставила его работу, лишь потому, что за нее ничего не платили, а ведь муж работал всю жизнь в колхозе, там же и надорвался. И никто ни разу даже «спасибо» ему не сказал. Чужие люди не говорили, да ведь и она сама не говорила. И вот он лежит в гробу со спокойным восковым лицом. Уже не такой жалкий, как был. Его хвалят, называют тружеником. И меняется наше отношение к Павлу. Этот мужчина теперь будто вырастает в наших глазах, а искренняя скорбь Пелагеи по мужу передается и нам, читателям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Плагеи Амосовой в повести Абрамова «Пелагея»
  • Образ Альки в повести Абрамова «Пелагея»
  • Образ Анисьи в повести Абрамова «Пелагея»
  • Образ Петра Ивановича в повести Абрамова «Пелагея»