Образ Плагеи Амосовой в повести Абрамова «Пелагея»


Федор Абрамов на страницах повести «Пелагея» показывает судьбу простой деревенской женщины Пелагеи Амосовой. Именно ее образ мы сейчас проанализируем.

С первых же строк мы узнаем о нелегком труде этой женщины. Каждое утро она совершает путь длиною в полторы версты, а потом целый день стоит у раскаленной печи, выпекая хлеб. На Пелагее держится весь дом. Муж Павел, который раньше разделял все домашние хлопоты, теперь болен и уже не может ей помогать. Но не только физический труд изнуряет эту женщину, изводят ее и постоянные думы о единственной дочери Альки. Девушка растет непутевой, в каждом классе она сидит по два года и до сих пор не закончила школу. Альку больше привлекают кавалеры, все свободное время она проводит, вертясь перед зеркалом.

Пелагея раньше была красивой женщиной с роскошной копной золотистых волос. Сейчас же от былой красоты не осталось и следа, волосы же превратились в жиденький хвостик.

Пелагея всегда стремилась к тому, чтобы жить не хуже других, «выйти в люди», даже мужу изменила, чтобы получить место в пекарне и уйти из колхоза. Порой муки совести возвращались к женщине, терзали смутные сомнения, Алька – дочь Павла или того случайного любовника, но все же она ни о чем не жалела. Пелагея сделала это на благо семьи, если бы было нужно, еще раз решилась бы на такой поступок.


У Пелагеи было много нарядов: платков, юбок, платьев, шалей… Да только одевать все это было некуда: как заболел Павел, их перестали приглашать. Когда же позвал председатель сельсовета Петр Иванович, Пелагея, забыв про усталость и про то, что отказалась идти к сестре мужа на день ангела, отправилась в гости. Для чего же это понадобилось женщине? Ей нужно было поговорить с председателем и попросить за дочь. Пелагея все делала для семьи, забывая о себе. И поговорить удалось, правда, ничего конкретного председатель не обещал, но женщина была рада и этому, идя домой, чувствовала приятную усталость и осознание выполненного дела.

Тяжелый труд на пекарне изнурял женщину, но Пелагея любила свою работу. У женщины становилось легко на сердце, когда подходя к пекарне, она чувствовала теплый хлебный дух. Когда оставила хозяйничать там за себя Альку, даже соскучилась. Всегда думала, что пекарня – это ее крест, камень на шее, а вот тут поняла, что без нее и дышать не может.

И к хлебу она относилась трепетно. Увидев, сколько булок Алька испортила и что смазывала корочки простой водой, Пелагея пришла в негодование. Она мазала верхушки постным маслом с сахаром, тогда булка будто сама просится в рот, и в руки взять ее любо-дорого. Ничего в этом не смыслила Алька, а для Пелагеи весь процесс становился настоящим искусством. Да и порядок в пекарне стоял такой, что все блестело вокруг. Сделав всю работу, Пелагея любила чаевничать. Весь ее ежедневный труд – хорошо налаженный механизм с неизменным ритуалом-чаепитием в конце рабочего дня.

Похоронив мужа, Пелагея больше не работала, торопиться было некуда, никому она была не нужна. Алька уехала в город и присылала матери редкие скупые письма. Редко кто заходил в гости, в основном же женщина просиживала дома одна. Так и умерла в одиночестве.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Павла в повести Абрамова «Пелагея»
  • Образ Альки в повести Абрамова «Пелагея»
  • Образ Анисьи в повести Абрамова «Пелагея»
  • Образ Петра Ивановича в повести Абрамова «Пелагея»