Пейзаж и его роль в романе Тургенева «Дворянское гнездо»


Произведения И.С. Тургенева невозможно представить без описаний природы. Писатель является признанным мастером пейзажа, он тонко, поэтически, с любовью передает красоту русской природы. Пейзаж является не просто фоном для происходящих событий, он выполняет множество других функций.

Описания природы в «Дворянском гнезде» появляются, предваряя или сопровождая важные события, душевные движения героев. Роман начинается с небольшой пейзажной зарисовки, ключевыми словами которой являются «ясное, лазурное небо и уходящие в самую высь облака». На этом фоне писатель изображает дворянок двух поколений, жизнь которых близится к закату. Тихая, красивая, немного печальная картина передает обстановку в России, облака ассоциируются с уходящим дворянством.

Вернувшись в Россию после измены жены, Лаврецкий отправляется в родовое имение. Бледно-голубое небо, крепкий ветер, длинные холмы и овраги, березы и дубы мелькают перед его глазами. В душе героя эта русская картина вызывает сладкие и скорбные чувства. Он истосковался по родине, и встреча с ней радует и томит героя. Снова появляются тучки, которые автор сравнивает с неясными мыслями, бродившими в голове Лаврецкого. Он вспомнил детство, отца с матерью, Варвару Павловну, и воспоминания отозвались в нем острой болью. Пейзаж помогает понять, что Лаврецкий человек с русской душой, который может быть счастлив только в России. Заграница принесла ему боль, разочарование, разрушила семью.

Лаврецкий видит беззвучно скользящих ласточек, коренастый лопух, лоснящуюся рожь, плывущие по небу облака. Каждый листочек, каждая травинка здесь на своем месте, во всей картине природы чувствуется здоровье и сила. Лаврецкий физически ощущает течение времени, чувствует уходящую жизнь. Родная природа исцеляюще подействовала на его израненное сердце. Как весенний дуб вдохнул надежды в душу Болконского, так и Лаврецкий ожил, созерцая незатейливый деревенский пейзаж.


В споре с Паншиным на стороне Лаврецкого оказались не только Лиза и Марфа Тимофеевна, но и природа. Соловьиные трели, прорывающиеся через красноречивую тираду Владимира Николаевича, оттеняют его фальшивые убеждения. Красота природы предваряет слова Лаврецкого, в которых звучит любовь к России.

Сад в эпилоге напоминает Федору Ивановичу о самых счастливых минутах в его жизни, когда он признался Лизе в любви и узнал, что его чувство взаимно. Любовь – самое великое чувство, она так же естественна, как природа. Рассказывая историю женитьбы Федора Ивановича на Варваре Павловне, Тургенев не использует элементы пейзажа.

Глядя на веселящуюся молодежь, Лаврецкий ощущает себя стариком. Деревья на аллее постарели, как и он сам. Мысленно он благословляет «молодые силы», приветствует приближающуюся старость, встречая новый этап своей жизни.

Пейзаж в «Дворянском гнезде» всегда связан с изображением Лизы и Лаврецкого, что подчеркивает их естественность, искренность, близость к природе и любовь к России. В то же время описание природы наполнено грустью об уходящей жизни, о прошлом, о счастливых мгновениях. Природа всегда тиха, спокойна, величава, исцеляюще действует на душу героев. Благодаря пейзажным зарисовкам достигается лиричность, музыкальность произведения, природа помогает лучше понять чувства и мысли героев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Прототип Лаврецкого из романа Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Почему роман «Дворянское гнездо» оказался поводом для размолвки между Тургеневым и Гончаровым?
  • Смысл названия романа Тургенева «Дворянское гнездо»
  • История рода Лаврецких (по роману Тургенева «Дворянское гнездо»)