Почему Пугачев выдал себя за царя Петра III?


В своей поэме «Пугачев» С.А. Есенин дает свою точку зрения по поводу того, почему Емельян Пугачев выдавал себя за умершего Петра III.

В повествовании показано, что идея выдавать себя за Петра III возникла у Емельяна Пугачева чисто случайно, во время разговора со сторожем, когда Пугачев пришел на берега Яика. Рассказывая о трудностях, с которыми пришлось столкнуться простому русскому народу, сторож говорит: «С первых дней, как умер третий Петр, <…> // Мы задаром проливаем пот». Когда на вопрос Емельяна Пугачева о том, почему русский народ не может восстать против несправедливости, сторож отвечает, что люди «теперь как будто пробудились», что их «окружает <…> имя мертвого Петра», Емельян Пугачев обратил внимание на образ Петра III и отношение к нему русского народа.

Сторож говорит о том, что крестьянам, которые не могут подняться на бунт, нужен тот, «кто б первый бросил камень». Емельян Пугачев решает, что этим первым должен быть тот самый царь, которого любили и уважали представители русского народа. Назвавшись Петром III, Емельян Пугачев имел цель повести за собой простой народ.


Пугачев понимал, что Петр III остался в памяти простого русского народа, что он был для представителей народа единственной надеждой на лучшее будущее. Для того чтобы привлечь народ и заставить его подняться на бунт, нужно было дать какую-то надежду. И символом этой надежды был как раз-таки Петр III. Говоря о том, что он Петр III, Емельян Пугачев хотел стать своеобразным «мужицким царем», о котором мечтали в народе. Помня о жизни при Петре III и сравнивая ее с жизнью при Екатерине II, крестьяне хотели, чтобы все было так, как было при Петре III. Дав себе имя Петра III, Емельян Пугачев продемонстрировал народу свою политику, поставленные цели и идеи. Назвав себя Петром III, Емельян Пугачев показал, к какому будущему он стремится, к какому будущему придет Россия, если представители крестьянства пойдут за ним и вместе с ним.

С.А. Есенин показывает, что Емельян Пугачев называет себя императором не из корыстных побуждений, желая обрести власть и признание народа, а из благих для всего народа целей: улучшить условия жизни крестьян и добиться справедливости. Раскрывая эпизод, когда Емельян Пугачев впервые называет себя императором Петром, автор показывает, что герою «тяжко <…> опушать себя чуждым инеем», «больно <…> быть Петром, когда кровь и душа Емельянова». С. А. Есенин показывает, что Емельяну Пугачеву трудно прощаться со своим именем и брать себе другое имя, потому что «в мертвое имя влезть – то же, что в гроб смердящий». Как показывает автор поэмы, делает Емельян Пугачев неприятные для себя вещи ради русского народа и его блага.

Стоит отметить, что многие люди, поддержавшие Емельяна Пугачева, не верили в то, что он настоящий Петр III. Им важно было не это, а то, что появился, наконец, человек, который восстал против существующей несправедливости, которую замечали все представители простого народа.

Таким образом, для Емельяна Пугачева, назвавшего себя Петром III, важно было дать представителям русского народа надежду. Используя символ надежды – имя Петра, Пугачев хотел повести крестьян на восстание, напомнив им о том, какая жизнь была при Петре III.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнение речи Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Пугачеве»
  • Русский бунт в поэме Есенина «Пугачев»
  • Пугачев - народный защитник или злодей?
  • Как относится народ к Пугачеву в поэме Есенина «Пугачев»?