Как относится народ к Пугачеву в поэме Есенина «Пугачев»?


В поэме С.А. Есенина «Пугачев» центральное место занимает образ Емельяна Пугачева, который подчеркивает свою принадлежность к народу и поднимает восстание ради народа. Важно понять, как к Пугачеву относился сам народ, ради которого он пошел на жертвы, понимая, что восстание обернется для него смертью.

Когда Емельян Пугачев задумывается о восстании, особых сопротивлений со стороны крестьян не было. Мысли Пугачева были близки народу, представители крестьянства осознавали, что Пугачев, который хочет бороться за справедливость, прав.

Народное отношение к Пугачеву выражается через слова и поступки Хлопуши. Читатель узнает о том, что Хлопуша, находившийся на каторге, получил от губернатора свободу, чтобы тот убил Пугачева, поднявшего бунт. Однако Хлопуша, наоборот, встал на сторону Емельяна Пугачева. Это показывает, что представители русского народа охотно переходили на сторону пугачевцев.

Хлопуша говорит следующее: «Слава ему! Пусть он даже не Петр! // Чернь его любит за буйство и удаль». Здесь выражается как отношение отдельного представителя народа – Хлопуши, который славит Пугачева, так и отношение всего русского народа («чернь» любит Пугачева).

Слова Хлопуши «Пусть он даже не Петр!» говорят о том, что представители народа знали, что Пугачев – не Петр III, но не обращали на это внимание, потому что для них было важно абсолютно другое: то, что хотя бы кто-то поднял бунт, о котором многие думали, но который никто не мог претворить в реальную жизнь. Народ уважал и любил Пугачева, потому что он был тем, кто хотел привести всех простых людей к счастливому и справедливому будущему.


О положительном отношение народа к Пугачеву говорит также то, что герой в разговоре со сторожем в самом начале повествования говорит о том, что ему «дадут приют под любой крышей».

Однако С.А. Есенин показывает, что положительное отношение к Емельяну Пугачеву сохраняется у представителей народа до тех пор, пока восставшим не пришлось столкнуться с поражениями. Понимая, что участие в бунте может привести к смерти, участники восстания начали думать о том, как избежать наказание. Тогда Творогов предложит поймать Пугачева и отдать его властям. Соглашаясь с Твороговым, который говорил, что это единственный путь спасти свои жизни, бывшие соратники Пугачева встают на путь предательства.

Теперь представители народа называют предводителя восстания «смешным», «сумасбродным, слепым и вкрадчивым». Они говорят, что его удаль «расплескалась», что все его идеи – «сумасбродство», что борьба Пугачева с властью «ненужная и глупая». Бывшие сподвижники обвиняют Пугачева в том, что он может удариться в бегство. Они говорят Емельяну, что не хотят больше идти за ним, не хотят быть его слугами.

Бывшие сподвижники обращаются к Емельяну Пугачеву: «Не пора ли тебе, Емельян, сложить // Перед властью мятежную голову?!». Затем они связывают предводителя восстания, думая о том, как сдать его власти.

Таким образом, в поэме С.А. Есенина показано сменяющееся отношение народа к Емельяну Пугачеву. Когда Пугачев поднимает крестьянский бунт, народ ценит его и уважает, встает на его сторону; когда восставшие сталкиваются с трудностями, представители народа, не желая прощаться с собственными жизнями, меняют свое отношение на противоположное и предают Пугачева.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнение речи Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Пугачеве»
  • Русский бунт в поэме Есенина «Пугачев»
  • Пугачев - народный защитник или злодей?
  • Почему Пугачев выдал себя за царя Петра III?