Поэтика повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Поэтика Н.В. Гоголя всегда представляла интерес как для исследователей-литературоведов, так и для обычного читателя. Живой, искрометный слог, обилие эпитетов, сравнений, изысканных метафор – все это, несомненно, оживляло гоголевские творения, делая их настоящими сокровищницами нашей литературы.

Петербургская повесть «Записки сумасшедшего» не стала исключением. Несмотря на сравнительно малый объем, это произведение изобилует средствами изобразительной выразительности.

Произведение написано в жанре дневниковых записей, повествование ведется от первого лица, Аксентия Поприщина. Это служащий департамента, обычный очинщик перьев, доживший до сорокалетнего возраста и не наживший за это время ровным счетом ничего, не лишен неоправданных амбиций. Не обремененный избытком образования, нахватавшись знаний из популярных журналов, Поприщин считает, что заслуживает гораздо большего, чем его нынешняя должность. Он очень завистлив и жалуется на несправедливость судьбы, о чем постоянно сетует.


Гоголь искусно передает его речь, чтобы у читателя не возникло сомнений. В монологах Поприщина очень много сниженной лексики и вульгаризмов: «проклятая цапля», «фрачишка», «седой черт», «черт возьми», «такие свиньи», «мерзкая, скверная собачонка», «дрянные собачонки», «совершенные ослы», «черт знает, что такое», «экий вздор», «сам сатана не разберет», «экая дрянь», «тьфу, к черту», «враки», «канцелярская сволочь», «гадких бумаг». Также в записях героя имеются речевые и грамматические ошибки («фарфоры», «страшный дога», «нуждочки»), свидетельствующие как о недостатке образования, так и о пренебрежительном отношении к окружающим людям. В целом Гоголь выписывает образ неудачника, постепенно сходящего с ума, в голове которого царит хаос. Вульгаризмы отражают скверное самоощущение героя, разлад в его душе.

Емкие, яркие метафоры помогают скрасить монотонный характер дневниковых записей. Так, например, казначея департамента он называет «жидом», показывая его чрезмерную скупость; начальника отделения именует «проклятой цаплей», намекая тем самым на его сухощавость и важность. Восхитившись нежным голосом Софи, Поприщин называет ее канарейкой, а портных – «ослами», поскольку заранее не доверяет им сшить хоть сколько-нибудь приличный костюм для его мнимого Величества. Попав в клинику для душевнобольных, Поприщин называет ее «сущим адом», показывая нечеловеческие условия и крайне строгие порядки. Очень много сравнений: «будто молнией осветило», «белое, как лебедь», «выпорхнула из кареты, как птичка».

Для Поприщина, как выходца из простого народа, не чужды и фольклорные мотивы. Так, например, он активно использует в речи фразеологизмы: «метаешься, как угорелый», «гроша за душою нет», «грош заведется в кармане», «пальцем не притронулся», «дохнуть страшно». Так Гоголь лишний раз напоминает читателю о низком происхождении своего героя.

Наконец, в произведении много риторических восклицаний, призванных показать крайнюю степень отчаяния и душевного краха. Это – прямой крик о помощи, который никто так и не услышал.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Психологический портрет Поприщина (по повести Гоголя «Записки сумасшедшего»)
  • Актуальность повести Гоголя «Записки сумасшедшего» в наши дни
  • Фантастическое и реальное в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Отзыв о повести Гоголя «Записки сумасшедшего»