Примеры использования гротеска в повести Булгакова «Собачье сердце»
После революционного переворота Булгаков чутко ощущал и глубоко понимал общественные процессы в молодой большевистской республике. В его произведениях, созданных в 20-е годы, переплетается фантастика с реальностью, комическое соседствует с грустным. В повести «Собачье сердце» он с помощью иронии, гротеска, а иногда язвительного сарказма подчеркивает эти явления. Читатель часто смеется, а иногда автор заставляет задуматься над причинами драматических и даже трагических ситуаций
В основе сюжета лежит мотив превращения, характерный для гротеска: бездомный пес Шарик становится благодаря проведенной операции Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский пересадил семенные железы и гипофиз человека обычной дворняге и получил неожиданный результат – полное очеловечивание. Эксперименты в науке отвечали духу того времени. При описании абсурдной ситуации Булгаков использовал богатые возможности гротеска. Исследователь творчества Булгакова считают, что он использовал «особый вид гротеска», в котором фантастика в сочетании с комическим эффектом. Стоит заметить, что вымысел касается научного эксперимента (такая операция маловероятна), в остальном повесть реалистичная.
Даже в названии чувствуется абсурдность. У кого это собачье сердце? У Шарикова? У Шарика? Об этом рассуждают профессор и его ассистент Борменталь. Собачье сердце стало основой для человеческого органа, но так им не стало: из Шарикова не получилось личности, несмотря на умение говорить. А ведь именно сердцем продиктованы поступки людей. Его скотское поведение по отношению к окружающим нарушает все границы морали. У него ее совсем нет – это аморальное существо, способное на обман, воровство, он даже мог совершить убийство, размахивая револьвером. Абсурд и в том, что это новое создание, появившееся из собаки и Клима Чугункина, требует документ, жилплощадь, учетную карточку.
Четвероногий Шарик оказывается более человечным, чем созданное профессором «существо лабораторное». Пес может сострадать, быть благодарным, даже читать умеет. Шариков – это наглый и жестокий тип, чьи запросы растут по мере того, как он понимает, что он является частью пролетариата, победившего класса.
Именно гротеску присуще изображение людей в уродливо-комическом виде. Автор пользуется этим приемом при описании внешности героев, их действий. И не только Шарикова.
Во время операции автор описывает профессора на резком контрасте: он «начал втыкать коловорот», «сипение вырывалось из его носа», «обдирал оболочки мозга», злобно рычал, был похож на «вдохновенного разбойника».
И таких абсурдностей в повести немало: это и «колбаса из падали», и совет «в терапевтических целях не читать газету «Правда», которая была рупором большевистских идей.
Этот прием помог писателю ярче показать самые потаенные уголки человеческой души, смело показать происходящее в стране.