Приём контраста в рассказе Куприна «Чудесный доктор»


Чтобы подчеркнуть всю трагичность ситуации, в которую попала семья Мерцаловых в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор», автор использует прием контраста. Он играет огромную роль в произведении. Без этого приема не получилось бы реализовать авторский замысел.

Начинается повествование картиной праздничного города. Повествователь описывает витрины магазинов, которые полны еды. Это различные деликатесы, предназначенные для празднования Рождества. Все украшено, все горит огоньками, вокруг радость и веселье.

И тут эта картина-фотография сменяется на совершенно противоположную. Темные улицы, на которых совсем не видно людей. Старые, полуразрушенные здания. Одинокий покосившийся дом. Темный холодный подвал. Бедная семья, у которой нет средств к существованию. Пустые щи. Голодный грудной ребенок. Болеющая мать.

Автор не случайно делает этот контраст. Чтобы лучше увидеть те условия, в которых жили герои, необходимо было показать другую жизнь, полную радости и богатства. Читатель благодаря приему контраста видит всю трагичность ситуации, он жалеет героев произведения, ему становится не по себе от увиденных в подсознании картин.

Это не только зрительное восприятие. Противопоставляются также и звуки: радостные разговоры и звук музыки противопоставлен плачу и крику ребенка в подвале.

Читатель чувствует даже запахи. Праздничный запах мандаринов, колбас противопоставлен «запаху нищеты». Именно такую метафору использует автор.

Также автор показывает противоположные картины для того, чтобы показать, что тот разноцветный и украшенный мир абсолютно безжалостен к проблемам других людей. Это мир эгоистов и лицемеров. В это же время люди из подвала – любящие члены семьи, которые готовы бороться друг за друга.


Прием контраста А.И. Куприн использует не только при описании окружающей обстановки. Он делает это и при создании образов героев.

Люди, которые готовятся к празднику, одеты очень дорого и богато. Мерцалов же ходит в летнем пальто и летней шляпе в холодную зиму. Герой в поисках средств обежал весь город, в то время как представители «разукрашенного города» совсем не спешат и медленно выбирают подарки.

Противопоставляются и целые образы. Швейцар, к которому приходят Володя и Гриша, - черствый и бездушный человек, которому дела нет до проблем семьи Мерцаловых. Ему противопоставлен доктор Мерцалов, который помогает человеку, которого видит впервые. Душевные качества Пирогова противопоставлены всему тому злому миру, в котором находятся Мерцаловы.

Само появление доктора в повествовании делит произведение на две части, одна из которых противопоставлена другой. Первая рассказывает о неудачах, которые целый год не покидают семью Мерцаловых, а вторая повествует о том, как жизнь этой семьи изменяется и налаживается. Это настоящее чудо.

Таким образом, Александр Иванович Куприн в святочном рассказе «Чудесный доктор» с помощью приема контраста среди бездушного мира показал добрый поступок настоящего человека, который изменил жизнь целой семьи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание интерьера дома Мерцаловых (по рассказу Куприна «Чудесный доктор»)
  • Отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»
  • Почему деятельное сострадание - это чудо? (по рассказу Куприна «Чудесный доктор»)
  • «Главное не падайте никогда духом» (по рассказу Куприна «Чудесный доктор»)