Проблема истинного назначения художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко звучит тема творчества. Автор, противопоставляя деятельность членов МАССОЛИТа деятельности Мастера, поднимает проблему истинного назначения художника.

Литературная ассоциация МАССОЛИТ изображается М.А. Булгаковым сатирически. Дом Грибоедова – «убежище» для членов МАССОЛИТа – отличается всем, чем угодно, но только не тем, что это истинное место для творческих людей. Наличие огромного ресторана, которому в повествовании уделяется особое место, говорит о том, что писатели любили поесть и хорошо провести время. На последнее указывает и комната «Бильярдная». Комнаты «Касса», «Однодневная творческая путевка», «Квартирный вопрос» говорят о том, что писатели не воспринимали литературную деятельность как то, что позволяет выразить собственные мысли, воздействовать на общество. Здесь прослеживаются корыстные цели: представители МАССОЛИТа хотели зарабатывать на своих произведениях деньги и получать различные поблажки.

На протяжении всего повествования показано, что литература того времени продажна. Писатели пишут только то, что угодно власти. Они не выражают собственную позицию и даже не имеют эту собственную позицию. Это не творцы в истинном понимании этого слова, это люди-роботы, которые создают произведения на заказ. М.А. Булгаков различными способами выражает свое несогласие со сложившейся творческой системой. Именно поэтому дом Грибоедова в итоге был охвачен пожаром.


С помощью образа Мастера автор показывает, каким должен быть любой творческий человек. М.А. Булгаков показывает, что для того, чтобы быть настоящим творцом и мастером своего дела, необязательно быть членом какой-то организации. Мастер не состоял в МАССОЛИТе, но был намного талантливее, чем все представители литературной ассоциации в целом. М.А. Булгаков показывает, что писательство связано не с наличием удостоверения члена литературной организации, а с наличием таланта описывать окружающую действительность.

Мастер не руководствуется тем, что угодно властям. Он получает вдохновение и по-настоящему творит. И это приводит к тому, что он совершенно точно описывает события, реально произошедшие в прошлом. Роман Мастера настолько гениален, что его оценил сам Иешуа Га-Ноцри. М.А. Булгаков утверждает, что настоящий писатель не должен руководствоваться тем, какое произведение нужно власти, он должен руководствоваться собственными мыслями и целями, даже если они полностью противоположны тому, что писать и публиковать разрешено.

Истинное назначение художника заключено в том, чтобы не скрывать человеческие пороки, а обличать их. Мастер показывает то, на что способны люди ради власти и денег: Каифа, испуганный тем, что слова Иешуа Га-Ноцри подорвут авторитет власти, обещает Иуде деньги за то, что он узнает от Га-Ноцри то, за что его можно казнить; ради денег Иуда предает Иешуа. Понтий Пилат боится потерять свое место и обрушить на себя гнев государя. Мастер не боится говорить об этом, потому что видит такие же пороки в современном мире. И именно об этом должен писать настоящий творец.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Роль библейских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Каковы функции Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
  • Любовь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Проблема личного счастья в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»