Роль библейских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


В романе М.А. Булгакова есть главы на религиозную тему. Это главы 2, 16, 25, 26, которые связаны с событиями в Ершалаиме. Данные главы перемежаются с главами, посвященными московским событиям. Библейские главы отличаются тем, что они серьезны, в них отсутствуют сатирические приемы, которые М.А. Булгаков использует при описании Москвы 30-х годов.

Библейские главы взаимосвязаны с другими главами, так как события в Ершалаиме являются сюжетной основой романа Мастера. Однако из рассказа Воланда, утверждающего, что он лично был на балконе Понтия Пилата, и из финала произведения, где Мастер видит одного из своих героев – Понтия Пилата, ясно, что события происходили не только в рамках литературного произведения, но и в реальной жизни.

Прототипом Иешуа Га-Ноцри является Иисус Христос. Герой «Мастера и Маргариты» был казнен, не отступая ни на шаг от своих мировоззрений. Как и Иисус Христос, Иешуа Га-Ноцри имел ученика: Левия Матвея. Несмотря на то что в повествовании подчеркивается, что Левий Матвей не смог до конца понять учение своего наставника, он все равно считается учеником Иешуа Га-Ноцри, так как истина для него заключалась в самом Иешуа. Раскрывая образ предавшего за тридцать тетрадрахм Иешуа Иуды из Кириафы, М.А. Булгаков обращается к образу Иуды Искариота, которые предал Иисуса Христа за тридцать сребреников.


Важно отметить, что в «Мастере и Маргарите» не отображены точно картины, отображенные в Библии. Прообразы и персонажи романа имеют множество отличий. Связано это с тем, что у М.А. Булгакова не было цели точно передать все библейские сюжеты. Писатель переосмысливает библейские сюжеты, обращая внимание читателей на мир человеческий. Писатель приближает религиозную тематику к обычному людскому миру.

М.А. Булгаков хотел показать важность тех проблем, которые подняты в ершалаимских главах. Если в московских главах используются сатирические приемы, которые отвлекают читателя от серьезного осмысления поднятых проблем, то библейские главы помогают отнестись к повествованию серьезно.

В библейских главах поднимаются проблемы добра и зла, власти, смысла жизни, свободы, веры, истины, несправедливости, ответственности, совести, сострадания, порочности, трусости. М.А. Булгаков поднимает и философские, и нравственные, и общественно-политические проблемы. Все эти проблемы актуальны во все времена, поэтому для автора романа было важным обратить на эти проблемы особое внимание.

Библейские главы тесно переплетаются с главами, описывающие 30-е годы XX века. В них поднимаются те же проблемы, обличаются те же человеческие пороки. Включение в повествование библейских глав помогает М.А. Булгакову выразить мысль о том, что люди, вне зависимости от времени и пространства, не меняются. Персонажи ершалаимского мира имеют много общего с персонажами московского мира. Писатель показал реальную действительность не только через образ Москвы, символизирующего Россию того времени, но и через события далекого прошлого.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Каковы функции Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
  • Любовь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Проблема личного счастья в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Проблема истинного назначения художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»