Проблема личного счастья в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


М.А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» поднимает проблему личного счастья.

Противопоставляя образы Мастера и Маргариты образам большинства жителям Москвы 30-х годов, писатель показывает разное понимание счастья.

Все поступки москвичей показывают, что для них счастье заключается в обретении богатства, высокого положения в обществе, во власти и в деньгах. В повествовании неслучайно раскрываются образы людей, занимающих высокое положение в общество. Они постоянно стремятся к еще большей власти, стремятся к власти никем не ограниченной. Ведь именно такое положение поможет добиваться всех целей, получать выгоду из любой ситуации. Москвичи показаны как корыстные люди, которые готовы на все ради того, чтобы получить деньги или другие материальные ценности.

Но то, что Воланд на представлении в Варьете, говорит о том, что жители Москвы 30-х годов – «люди как люди», говорит о том, что к таким ценностям люди стремились всегда. Материальное положение, положение в обществе, властное положение, положение, при котором человек может ни в чем себе не отказывать и не нести ответственность за свои поступки, – вот, к чему стремились люди всех времен.


Раскрывая образы Мастера и Маргариты, М.А. Булгаков показывает, что у них совершенно другие ценности. Они не стремятся к обретению богатства. Мастер, выигравший крупную сумму, мог снять себе жилье намного лучше обычного подвала, однако это не было для него показателем счастья. Маргарита с легкостью отказывается от своей одежды и украшений, прощаясь со старой жизнью. В повествовании подчеркивается, что брак с влиятельным и богатым мужем, который обеспечивал Маргариту, не принес ей никакого счастья. У Маргариты было все, о чем мечтали женщины того времени, однако она не обрела настоящего счастья, потому что она не любила по-настоящему. Все это время она была одинока и несчастна. Несчастен был и Мастер, который жил с Варенькой или Манечкой.

Для Мастера и Маргариты счастье заключается в любви, в друг друге. Герои несчастны до встречи друг с другом, счастливы, находясь рядом, и несчастны, когда вынужденно расстаются. В повествовании отмечается, что Маргарита, не зная, где Мастер и что с ним, намного постарела.

М.А. Булгаков, намекая на то, что Мастера арестовали и только потом отправили в психиатрическую больницу, показывает, что общество способно разрушить человеческое счастье.

На то, что личное счастье Маргариты заключается в любви, говорит то, что она соглашается на предложение Азазелло и прибывает на бал Сатаны в роли королевы. Героиня готова на все, чтобы вернуть счастье с Мастером. Когда возлюбленные воссоединяются, они просят вернуть их в подвал. Ни богатство, ни большой дом не интересуют Мастера и Маргариту, им важно лишь одно: быть рядом друг с другом. Именно это, по их пониманию, является счастьем.

Противопоставляя взгляды Маргариты и Мастера взглядам большинства персонажей романа, М.А. Булгаков утверждает, что счастье нельзя найти в богатстве или положении в обществе, настоящее счастье заключается в любви.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Роль библейских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Каковы функции Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
  • Любовь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Проблема истинного назначения художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»