Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» особое место уделяется проблеме счастья. Автор показывает, что большинство персонажей рассуждают о счастье, однако счастливыми они не являются.

Раневская встречается в жизни со многими несчастьями. У нее умирает муж, а затем и семилетний сын Гриша. Героиня связывает свои несчастья с тем, что она полюбила другого человека, и за это она лишилась сына. После таких потрясений Любовь Андреевна покидает имение и уезжает за границу, думая, что только так она сможет обрести счастье. Но и там Раневская не может найти счастье: в Париже ее «обобрал» и бросил любовник, сошедшись с другой женщиной. После попытки отравления Раневская возвращается в Россию, потому что ее «потянуло» на родину. А.П. Чехов показывает, что Любовь Андреевна уверена в том, что счастье зависит от внешних обстоятельств, что человеку предназначено счастье или несчастье, она не понимает, что счастливая жизнь полностью зависит от нее самой. Переезжая из одного места в другое, Раневская пытается убежать от самой себя, так и оставаясь несчастным человеком.

Любовь Андреевна Раневская видит счастье в своем прошлом. Приезжая в имение, в котором она не была пять лет, Раневская восхищается «полным счастья» вишневым садом, который символизирует ее прежнюю жизнь. Героиня, вспоминая детские годы, говорит о том, что вместе с ней каждое утро просыпалось счастье. А.П. Чехов показывает, что Раневская не способна жить настоящим, она живет прошлым, потому что именно прежняя жизнь приносила ей счастье. То, что Раневская живет прошлым, идеализируя его, говорит о несчастье героини. Прощаясь с купленным Лопахиным имением с вишневым садом, Раневская прощается и со счастьем.


Купец Лопахин, будучи представителем настоящего, уверен, что вишневый сад несет в себе ценность как место, на котором можно построить дачи для сдачи их в аренду. Лопахин становится владельцем имения, в котором слугами были его отец и дед, он имеет возможность реализовать свой план в действительность. Казалось бы, Лопахин должен быть счастлив, однако он не счастлив. Понимая, что именно он станет человеком, вырубившим вишневый сад, Лопахин не может сдержать слез: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Оказавшись на пьедестале, представитель настоящего Лопахин не может быть счастливым.

Философичность проблемы счастья подчеркивается с помощью образа Пети Трофимова, представителя будущего. Трофимов осуждает Раневскую, потому что считает, что счастье нельзя найти в прошлом. Герой уверен, что нужно «искупить наше прошлое, покончить с ним». Обращаясь к представителю настоящего Лопахину, Трофимов утверждает: «И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти». Не поддерживая стремления Раневской жить прошлым и не стремясь к тем ценностям, к которым стремится Лопахин, Трофимов утверждает: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни». Петя Трофимов не находит счастья в ходе повествования, но он уверенно говорит о том, что предчувствует счастье, видит его, слышит его шаги. Петя Трофимов уверен, что он находится в первых рядах среди тех, кто идет к высшему счастью. Но показывая, что Трофимов – человек больше слова, чем дела, автор пьесы выражает сомнение по поводу того, что герой сможет найти свое и тем более общественное счастье.

А.П. Чехов показывает, что почти все персонажи являются людьми несчастными. Кроме Раневской, Лопахина и Трофимова, несчастными являются и Гаев, который, разорившись, не имеет возможности сосать любимые леденцы и вынужден утроиться работать в банк, даже не умея позаботиться о самом себе, и Епиходов, с которым каждый день случается какое-нибудь несчастье и который не смог обрести счастье с Дуняшей, и Варя, которая лишилась имения, которым управляла, и не получила предложения от Лопахина, и Шарлотта, которой абсолютно не с кем поговорить, и Фирс, который считает отмену крепостного права несчастным, а в финале произведения и вовсе остается запертым в имении, которое все покинули, и другие второстепенные персонажи.

Демонстрируя одиночество и несчастье персонажей пьесы, А.П. Чехов оставляет надежду на то, что счастье сможет найти Аня Раневская. Она без сожаления уезжает из имения, радуясь новой жизни. Готовая выдержать экзамен в гимназии и работать Аня уверена: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Но все же из-за открытого финала пьесы вопрос о том, сможет ли найти Аня свое и общественное счастье, остается открытым.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «На краю обрыва в будущее» (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Когда за окнами - другая жизнь… (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Если бы сад не продали?.. (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)