Прототип Дуняши Раскольниковой в романе Достоевского «Преступление и наказание»


Многие персонажи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» имеют прототипы. Одним из таких персонажей является Авдотья Романовна Раскольникова, или Дуняша.

Многие исследователи творчества Ф.М. Достоевского считают, что прототипом сестры центрального персонажа стала Авдотья Яковлевна Панаева. С ней автор произведения познакомился в 1845 году. После этой встречи писатель обращался в письме к своему брату, говоря, что он влюбился в А.Я. Панаеву. Чувства к ней многие исследователи считают первой любовью писателя.

Как видно, Ф.М. Достоевский дал своей героине имя Авдотья, которым владела и А.Я. Панаева. Это, по мнению многих исследователей, является важным аргументом для подтверждения взаимосвязи литературного образа Авдотьи Раскольниковой и реального лица Авдотьи Яковлевны.

Кроме того, в образе Дуняши Раскольниковой отобразились внешние черты А.Я. Панаевой. Так, героиня романа имела внешнюю характеристику, которая была отличительной особенностью А.Я. Панаевой: «Рот <…> немного мал, нижняя же губка <…> чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком». В самом романе говорится о том, что это, несмотря на «неправильность», стало чертой, «придававшей лицу Дуни Раскольниковой «особую характерность» и даже «надменность».


Некоторые исследователи считают, что еще одним прототипом Дуни Раскольниковой является Аполлинария Прокофьевна Суслова. Она была возлюбленной Ф.М. Достоевского. Известно, что в 1861 году А.П. Суслова прислала писателю письмо с признанием в любви, после чего между А.П. Сусловой и Ф.М. Достоевским зародились любовные чувства, которые были взаимны лишь два года.

Черты А.П. Сусловой отразились в образах Полины («Игрок»), Настасьи Филипповны, Аглаи Епанчиной («Идиот»), Верховцевой Катерины Ивановны, Грушеньки («Братья Карамазовы»). Все эти героини считаются героинями-мученицами. К таким героиням относится и Авдотья Романовна Раскольникова.

С проблемой мученичества связывают и другой возможный прототип Дуняши Раскольниковой. В самом романе есть слова Свидригайлова, которые характеризуют Дуню: «<…> была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и <…> улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами». Данная характеристика отсылает читателя к картине Себастьяно дель Пьомо, на которой изображена пытка святой Агаты. На картине изображено, как двое палачей пытаются заставить Агату вернуться к язычеству. Они хотят, чтобы Агата отказалась от христианской веры. Палачи подносят к Агате с обеих сторон раскаленные щипцы. Данная деталь, как видим, отобразилась и в самом романе в приведенных выше словах Свидригайлова. Мученичество Агаты, которая умерла за веру, схоже с мученичеством Дуни, которая готова отдать все ради своего брата и матери.

Таким образом, в образе Дуни Раскольников соединились черты близких Ф.М. Достоевскому женщин А.Я. Панаевой и А.П. Сусловой, а также черты святой Агаты, пытки которой отобразились на картине Себастьяно дель Пьомо.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Прототип Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Прототип Сонечки Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Прототип Разумихина в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Из каких преступлений сложилось одно преступление Раскольникова?