Процесс умственного и нравственного развития человека в повести Толстого «Юность»


Л.Н. Толстой в своей автобиографической повести «Юность» искренне и правдиво показал процесс умственного и нравственного развития личности — Николеньки Иртеньева. Герой оказывается очень близок к читателю, так как не скрывает своих мыслей и чувств, не утаивает греховных желаний и постыдных поступков. Это позволяет современному поколению избежать тех ошибок, которые совершал Николай.

Главный герой показан в пору юности, в шестнадцатилетнем возрасте, для него главной целью является самосовершенствование. Он хочет приблизиться к идеалу, стать чище. Для этого он составляет свои правила жизни, исповедуется, переживает о том, что забыл упомянуть об одном грехе. Его раскаяние искреннее, идущее от самого сердца.

Николай знает, что нужно учиться, осваивать науки, но что-то постоянно мешает ему, отвлекает, поэтому подготовка к экзаменам идет сложно. Перед нами умный, образованный молодой человек, уверенный в своих силах, поэтому он так легко сдает экзамены. Единственная ошибка, которую он допускает — высокомерие. Именно это чувство сыграло с героем злую шутку, и на экзамене по латинскому языку он получил двойку, хотя этим предметом герой владел неплохо и рассчитывал на хорошую оценку.


Позднее мысли о девушках, кутежи с друзьями, гордость, теория о людях-комильфо мешают постигать науки в университете, и он «проваливает» переводные экзамены. Таким образом, без нравственного взросления невозможно достичь умственного.

Иртеньев находится в том возрасте, когда остро ощущается его индивидуальность. Ему хочется выделяться среди других, казаться взрослее. Он многое видит и понимает. Например, ему близки люди, которые выше его по статусу, но сам он относится презрительно к тем, кто беднее его. Он пока еще не осознает разницу между подлинными и мнимыми жизненными ценностями. Герой на первое место ставит богатство, умение красиво одеваться, ухаживать за собой и выглядеть прилично в обществе. Но дружба со студентами, которые бедны, неопрятны, самостоятельны и принципиальны, меняет его мировоззрение. Николай понимает, что главное в человеке его внутренняя суть, увлечение, харизма. Именно это было в Зухине, которого он сначала презирал.

Иртеньев — это глубокий, чувствующий и понимающий человек. В его душе живут воспоминания о матери, традициях, деревенском доме. Герой близок к природе, передает ее красоту, сливается с ней. Любимым увлечением для Николая становится музыка. Всё это характеризует его как богатую личность со своим внутренним миром. Постепенно к нему приходит осознание того, что главное в жизни — это любовь, забота и доброта. Нужно быть чутким к людям, не ставить себя выше других и принимать свои ошибки. Конечно, общество может противостоять и мешать этому, поэтому нужно быть стойким и мужественным в борьбе не только с внешними факторами, но и с самим собой.

Каждая глава показывает трансформацию души и мыслей героя. Совершенствуясь, он обретает знания и жизненный опыт, необходимые для формирования личности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Толстого «Юность»
  • Анализ повести Толстого «Юность»
  • Тема человека-комильфо в повести Толстого «Юность»
  • Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева (по повести Толстого «Юность»)