Реалистическое и фантастическое в образах градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»


Написанный М.Е. Салтыковым-Щедриным роман «История одного города» отличается тем, что в нем реалистическое тесно соединяется с фантастическим.

Писатель дает городу название Глупов. Это вымышленный город, это, как отмечается в повествовании, «город чудес». Действительно, в Глупове происходит большое количество необычных и даже абсурдных явлений. Город Глупов можно назвать фантастическим городом.

Однако город Глупов имеет и реалистические черты. Хоть города Глупова никогда не было в истории русского народа, в повествовании упоминаются реальные города и другие географические объекты: Москва, Питер, Орел, Волга и др.

Даже тогда, когда в тексте говорится о месте жительства головотяпов, упоминается Гиперборейское море. Это место является предполагаемой территорией, где в дальнейшем появилась Россия. М.Е. Салтыков-Щедрин всячески подчеркивает, что город Глупов – типичный город, символизирующий всю Россию.


Описывая город Глупов и образ жизни его жителей, писатель говорит о реальных явлениях. Глуповцы работают, веселятся, едят – все, что делают обычные жители. В Глупове есть церкви, суды, полиция, армия, государственные учреждения. В городе живут и дворяне, и купцы, и крестьяне. Все это подчеркивает то, что Глупов – вполне обычный город, каких в России много.

Реалистические черты наблюдаются в произведении наравне с фантастическими элементами. Фантастическое в первую очередь связано с образами градоначальников. Самым ярким примером фантастического становится градоначальник Брудастый, у которого есть специальные механизм, благодаря которому он произносит две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». Данный фантастический образ, во-первых, демонстрирует основные принципы всех градоначальников города Глупова: подчинить глуповцев, чтобы они не бунтовали, и полностью разорить их, собирая дань; во-вторых, демонстрирует, что глуповцами может управлять и такой градоначальник, у которого даже нет головы. Схожая мысль выражается с помощью образа градоначальника Прыща, у которого, как оказалось, была фаршированная голова. М.Е. Салтыков-Щедрин, используя такие фантастические образы безголовых градоначальников, подчеркивает тупость и ограниченность в мышлении всех градоначальников.

Сближение фантастического и реалистического наблюдается уже в главе «О корени происхождения глуповцев», где говорится о том, что головотяпы решили найти глупого князя, чтобы он правил ими. Головотяпы искали именно самого глупого князя, а также они фактически отказались от собственной свободы, когда глупый князь начал притеснять глуповцев. Знакомые с историей читатели понимают, что за основу происхождения глуповцев М.Е. Салтыков-Щедрин взял реально существующую норманскую теорию о призвании варягов для правления.

Использование фантастических элементов было необходимо для того, чтобы показать абсурдность самодержавной системы. Параллельное использование реалистических и фантастических элементов связано с авторским желанием продемонстрировать общественные проблемы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Двоекурова в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Город Глупов в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ финала романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Глупов и глуповцы под судом сатиры (по роману Салтыкова–Щедрина «История одного города»)