Роль «поющих дверей» в повести Гоголя «Старосветские помещики»


Николай Васильевич Гоголь на страницах повести «Старосветские помещики» изображает идиллическую картинку быта двух старичков-помещиков, Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогуб.

Супружеская чета очень гостеприимна и любит принимать у себя приезжих знакомых. Один из них, рассказчик, часто бывает в милом, уютном домике, а потом предлагает нашему вниманию историю жизни этих людей.

Афанасий Иванович всегда находится в прекрасном расположении духа, улыбка не сходит с его лица. Он не расхваливает ушедшее время, как другие старички, а с любопытством и вниманием слушает истории из современной действительности. Пульхерия Ивановна – добрая и радушная хозяйка. Она в отличие от мужа серьезна, но глаза ее светятся такой добротой, что улыбка была бы излишней. Вообще на лицах этих двух старичков пролегла лишь легкая тень морщин, похожая на их спокойную и ясную жизнь. Отсутствие детей не расстраивает супругов, всю силу чувства и привязанности они отдают друг другу.


Все в доме обустроено по-особенному мило, он будто становится продолжением своих хозяев. Комнаты, маленькие и низкие, жарко натоплены, потому что хозяева любят тепло. Топки всех домашних печей выходят в сени, в которых постоянно стоит треск соломы. А освещение, которое от них исходит, приятно греет душу, особенно в зимний вечер.

На стенах развешаны картинки и портреты, содержание которых старички уже давно забыли. Глиняный пол содержался с особенной опрятностью. Комната хозяйки, Пульхерии Ивановны была заставлена разными сундучками и ящичками, а также увешана узелками с семенами. Кроме этого, повсюду были разложены разноцветные клубки шерсти и лоскутки ткани. Старушка собирала все, что попадалось под руку, и хранила эти бесчисленные вещички, не зная даже, понадобятся ли они ей.

А самым примечательным в доме, по мнению рассказчика, были двери. Что же в них особенного? Оказывается, они были поющими. С самого утра повсюду в доме слышалось их пение, причем у каждой был отличный от другой голос. Одна пела тоненьким дискантом, другая – басом, а третья издавала стонущие звуки, как будто жаловалась на то, что замерзла. Почему же двери исполняли свои мелодии? Ответа на этот вопрос рассказчик не знал. Можно предположить, что звуки издавали проржавевшие от времени петли, которые никто давно не смазывал. А, может быть, в них таился особенный секрет, и они изначально были так изготовлены каким-нибудь искусным механиком. Да разве это имеет значение?! Многие люди не любят дверного скрипа, но рассказчик с таким трепетом рассказывает о пении дверей, что невольно возникает желание их послушать. Повествователь и потом, заслышав где-нибудь эти звуки, вспоминает маленькую комнатку с приветливыми старичками, свет свечи и уставленный приборами стол, и так тепло и спокойно становится у него на душе.

Зачем же Гоголь изобразил эти двери, описал их пение? Все для того, чтобы сделать акцент на романтическом быте, на той погоде в доме, уютной, искренней, которую создали эти два старичка, на их большом чувстве, которое они пронесли сквозь голы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Афанасия Товстогуба в повести Гоголя «Старосветские помещики»
  • Образ Пульхерии Товстогуб в повести Гоголя «Старосветские помещики»
  • Смысл названия повести Гоголя «Старосветские помещики»
  • Идейно-художественные особенности повести Гоголя «Старосветские помещики»