Сложный план стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»
1. Пребывание героя в родных местах, его любимые занятия в деревне.
2. Деревенские ребятишки обсуждают незнакомого барина и разглядывают его вещи.
3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми:
а) совершали грибные набеги;
б) охотились на змей;
в) общались с людьми «рабочего звания»;
г) купались в луговой речке;
д) возвращались домой, делились впечатлениями;
е) разнообразие занятий детей (нянчат младших ребятишек, тащат квас на пожню, плетут венки из цветов, спят на припёке, пляшут вприсядку);
ж) собирали в лесу малину, бруснику, чернику, орехи.
4. Раздумья о труде крестьянских ребятишек:
а) «нарядная сторона» детского труда;
б) «другая сторона медали»;
в) рассказ о встрече с Власом, «мужичком с ноготок» как иллюстрация «ранних трудов» детей.
5. Эмоциональное завершение размышлений поэта-гражданина о судьбе русского крестьянства, крестьянских детей, связанных навсегда с родимой землицей.
6. Представление собаки Фингала для деревенских зрителей, их шумное веселье.
7. Разразившаяся гроза прерывает весёлую «детскую комедию».
8. Охотник оправляется вместе с верной собакой Фингалом искать дупелей.