Чему учит стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»?


Созданное в 1861 году стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети» вводит современного читателя в мир русской деревни второй половины 19 века. Но главными героями произведения становятся не взрослые, а дети, о жизни которых поэт знал много из собственного опыта: ведь он рос в родовом имении Грешнёво Ярославской губернии, тесно общался с деревенскими ребятишками, деля с ними свой досуг.

То, что мы узнаём о судьбе детей, вызывает разные мысли и чувства. Сам герой делает нас свидетелями своей встречи с мальчишками во время его отдыха после охоты: охотник решил отдохнуть в сарае, после того как долго бродил по округе. Просыпается он от шёпота и прислушивается к нему. Дети, разглядывая барина, обсуждают всё, что видят: его внешность, золотые часы, прекрасное охотничье ружьё и огромную собаку, расположившуюся рядом с хозяином. Происходящее не только не раздражает охотника, а вызывает у него добрые чувства. Он об этом говорит, не скрывая своего расположения к детям: «Я детского взгляда люблю выраженье». Его души касается умиление. Поэтому неслучайно он называет детей «милыми плутами», понимая их бесхитростность и беззлобность. Поэт сравнивает глаза детей с разноцветными полевыми цветами, что отражает его искреннюю доброжелательность, расположение к ребятам. Эти же чувства он хочет вызвать у читателя, учит его доброте и вниманию к тем, кого относят к «низкому сорту людей».

Рассказывая о будничных забавах детей, автор говорит об их счастливом детстве. Но в этом утверждении есть и иная сторона. Рассказы о буднях детей и их забавах, кажется, могут вызвать зависть: ведь дети свободно распоряжаются собой, делают то, что им по сердцу. Походы в лес за грибами и ягодами, охота за змеями, купание в лесной речке, общение с миром природы – всё это прекрасные мгновения детства. Всё это дополняется важными вещами: помощью взрослым в поле, по дому, общением с прохожими по большой дороге мастеровыми, которые многое рассказывают, показывают инструменты и то, как и что можно ими делать.


Поэт понимает, что детство ребёнка из крестьянской семьи очень коротко и быстро заканчивается. Впереди – тяжёлая трудовая жизнь, которая может и не начаться: ведь ребёнок вырастет, если богу угодно, а «сгибнуть ничто не мешает ему».

Поэт, любуясь крестьянскими детьми и любя их, конечно, им сочувствует: они не учатся, не знают ни науки, ни неги, начинают трудиться совсем малышами. Об этом свидетельствует история шестилетнего Власа – настоящего помощника отца. Герою стихотворения важно, чтобы, прочитав стихотворение, читатель задумался о судьбах тех, кто живёт и работает на этой скудной земле, научился сочувствовать им, ценить труд тех, чьими руками из поколения в поколение возделывается землица родная.

Поэт хочет, чтобы читатель избавился от высокомерного отношения к людям труда: ведь сегодня это дети, завтра – труженики, создатели богатств России.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они» (по стихотворению Некрасова «Крестьянские дети»)
  • «Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано» (по стихотворению Некрасова «Крестьянские дети»)
  • Сложный план стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»
  • Цитатный план стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»