Смысл названия романа Шмелева «Лето Господне»


В 1948 году в Париже вышел в печать роман эмигранта из России Ивана Сергеевича Шмелева. Название произведение скрывало в себе тайны, которые, пожалуй, могли разгадать только русские люди, всем сердцем любящие свою страну и всё, что с ней связано.

Название «Лето Господне» писатель взял из книги пророка Исайи, также эти слова есть в Евенгелие от Луки. Иисус Христос, будучи в Назарете, прочел эти строки перед прихожанами. Название означало год Господа, то есть год, в котором проходят основные жизненные вехи. Это своеобразный календарь праздников и традиций.

Если рассматривать подробно, в течение года маленький Ваня рассказывает читателям о событиях, которые следуют одно за другим. Начинается произведение с главы «Чистый понедельник», когда в природе все очищается от зла, грехов и можно начать жизнь заново. Потом следуют такие великие праздники, как Благовещенье, Пасха, Троица, Яблочный Спас, Рождество. Именно этим праздникам в романе посвящено много страниц.

В эпиграфе Шмелева заложен также глубинный смысл. Это стихотворение А.С. Пушкина, которое было опубликовано лишь после его смерти. В этих строчках говорится о любви «к родному пепелищу и отеческим гробам». Пепелище является Отечеством, а гробы — могилы предков. Действительно, русский человек, любящий свою Родину никогда не забудет о своих предках. То, что было ценным для них, должно сохраниться в наших сердцах.


Шмелев с такой теплотой рассказывает о своем детстве, купеческом быте, о том, как готовились к праздникам, как молились и верили. Отношения, которые складывались между людьми, были доверительными, теплыми. Все уважают хозяина, относятся к нему с участием. Здесь нет равнодушных и завистливых, жадных и злых. Все живут по нравственным и религиозным законам.

Особое внимание уделяется Рождеству. Этот праздник отложился в памяти мальчика на всю жизнь. Он запомнил каждую деталь, каждое мгновение, каждый звук. Морозец, золотые купола храмов, звон колоколов. В этом празднике заключалась особая прелесть. Он становился общим для всех людей, богатые делились с бедными монетами и угощением, а нищие благодарили и желали добра.

Из уст праведника этого произведения Михаила Горкина звучат слова, которые наполнены мудростью и благочестием. А еще это знания, которые он сберег и донес их до молодого поколения. Ванечка, познав Божественное происхождение природы, уже никогда не сможет измениться. Теперь это человек, несущий духовный свет. Именно поэтому, спустя много лет, он написал свои очерки. Нужно сохранять традиции наших предков, молиться и соблюдать нравственные законы, как когда-то соблюдал их Сергей Иванович, отец Вани, Горкин, прабабка Устинья и другие обитатели дома.

Находясь в эмиграции, Иван тяжело переживал разлуку с Родиной, но и находиться в новой стране он не мог. Его сердце разрывалось от боли, видя, как уничтожают всё ценное для него — православие и духовность. И самое главное — исчезала вера в Бога, надежда на то, что люди опомнятся, станут лучше и чище.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема Родины в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Цвет, свет и запахи в романе Шмелева «Лето Господне»
  • «Морозная Россия, а …тепло!..» (по роману Шмелева «Лето Господне»)
  • «Россия Шмелева – это…» (по роману Шмелева «Лето Господне»)