Тема Родины в романе Шмелева «Лето Господне»


Русский писатель Иван Шмелев горячо любил свою Родину, но находиться в России не мог по многим причинам. Первая и самая главная — неприятие тех изменений, которые произошли во время октябрьской революции 1917 года. Находясь в Париже, писатель создает несколько произведений, в которых отчетливо видна ностальгия по ушедшему. Одно из них — «Лето Господне».

В этом романе автор старался вспомнить то, что утрачивалось со временем. Это быт, уклад людей, сохранение традиций и праздников. Для него прошлая Россия стала Атлантидой, канувшей в глубокую бездну океана. Так какая же она, Родина? Почему Шмелев так хотел вернуться обратно, что привлекало его в ней?

Перед читателем разворачиваются очерки, следующие один за другим, подчиняясь годовому циклу. Один праздник сменяет другой. Чистый понедельник. Благовещенье. Пасха. Троица, Яблочный Спас. В результате возникает целый мир, состоящий из определенных правил. Глазами шестилетнего Вани мы видим те традиции, которые соответствовали тому или иному дню. Купеческий быт, хозяйственная деятельность, кипучая работа, празднование, болезнь и смерть — обо всем этом рассказывает мальчик. Можно заметить, что на Руси люди трудились, не жалея сил. Это такие герои, как сам хозяин, строительный подрядчик Сергей Иванович, старый плотник Горкин, приказчик Василь Васильевич. Такого трудолюбия и упорства Иван больше нигде не встречал.

Изображая простые вещи, Шмелев как будто незримо присутствует там. Мы слышим как покупаются «арбузов с подтреском», как хряпкают топоры». Красоту природы герой ощущает физически — видит, слышит, чувствует. Вот «таратанье мартовской капели», а вот «суетятся золотинки в солнечном луче». Ко всему живому герои относятся с бережливостью, заботой, лаской.


Любовь к родному Замоскворечью не уменьшилась с годами, а возросла, стала яснее и отчетливее. С каким наслаждением любуется Ваня храмами Москвы, улицами, обозами, спешащими торговать различными припасами!

Религиозные обряды автор описывает с помощью Горкина, человека, который является хранителем древних традиций. Простой плотник рассказывает истории ярко, наглядно, в каждой его истории заложена многовековая мудрость. Например, о Троице он говорит, что в этот день вся земля — именинница, и Господь обязательно посетит ее.

Михаил Горкин становится наставником для Вани, он учит любит все живое на этой земле. Он научил мальчика молитве, которую услышал когда-то от прабабки Устиньи. В словах слышно обращение к земле. Если покаяться, земля-матушка простит и станет легче жить. Через все традиции, дом, семью, отношения формируется любовь к родным местам.

В этом романе образ Родины сливается в одно общее представление — это русские люди, быт, традиции. Это Москва и всё, что происходит на улицах. Но самое главное — Родина в душе людей, которые горячо любят то место, где родились, и хранят в своей памяти то, что дорого их сердцу —солнечные блики на окнах, ледокол, лужу во дворе, купание птиц весной.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл названия романа Шмелева «Лето Господне»
  • Цвет, свет и запахи в романе Шмелева «Лето Господне»
  • «Морозная Россия, а …тепло!..» (по роману Шмелева «Лето Господне»)
  • «Россия Шмелева – это…» (по роману Шмелева «Лето Господне»)