Цвет, свет и запахи в романе Шмелева «Лето Господне»


Роман Ивана Шмелева «Лето Господне» — один из лучших в его творчестве. Родилось это произведение на основе детских воспоминаний, которые навсегда поселились в его душе мартовской капелью, стоянием в церкви, путешествием по Москве, купанием птиц. Используя художественный язык, автор создает картины, которые рождают ощущение восторга, неповторимости. Читая строки, можно увидеть всю цветовую палитру, понюхать запах готовящейся пищи, услышать пение птиц.

Тактильные ощущения настолько явственные и яркие, что невольно поражаешься мастерству художника. Первое, на что обращаешь внимание — это запахи. Сразу же в первой главе «Чистый понедельник» Ваня восхищается светлым, незабываемым запахом. Он признается, что так пахнет Великий пост. Для каждого запаха автор подбирает свое словечко. Редька «воняет», ладан «благоухает».

Быт манит, притягивает своими запахами, иногда желание поесть воспринимается мальчиком как великий грех, и несущиеся с кухни запахи становятся искушением. Особенно хочется попробовать только что испеченной корочки печного хлеба

Одна из интересных языковых особенностей — цветовые эпитеты. Самые распространенные цвета — золотой, розовый и белый. Ребенок воспринимает действительность в розовом цвете. Для него вокруг всё охвачено золотом, солнцем. Это «золотая Москва», «золотое слово», «золотые куличики», «розовое яблочко», «розовые занавески», «светлая песнь», «чистый светлый напев». Эти цвета передают непосредственность, чистоту и любовь мальчика. Ваня наполнен добротой, поэтому только такой человек может видеть мир в восторженных красках.

Небо для героя в нежных сине-зеленых красках. Это небо Богородицы. В зависимости от настроения, мировосприятия меняется и цветовая гамма, которую видит Ваня.


В конце романа, в части «Скорби» появляются черные и коричневые цвета, признак траура. Символике Шмелев уделял особое внимание — «черная гробовая колесница», «черная тихая ночь».

Через весь роман проходит образ света. Он появляется тогда, когда в душе ребенка торжествует спокойствие и тихая радость. Божественным светом наполняется все вокруг. В этом мире земные запахи и цвета противопоставлены это Божественному сиянию. Таким светом пронизано всё в произведении. Это подчеркивается плеоназмом «светом светит».

Интересно анализировать в романе образ снега. Он колкий, золотисто-розовый, веселый, похож то на толченые орехи, то на халву. Немного реже можно встретить описание дождя. Он показан тоже в световом решении — «серая полоска».

А вот земля имеет множество цветов, все зависит от времени года, праздника «белая от салазок», «залитая розовым светом», «серая», «зеленая».

Не менее интересны звуки, которыми наполнено все вокруг. Шуршание льда, капель, пение птиц. Создается ощущение погружения в то далекое время.

Такое многообразие цветов, красок, запахов говорит лишь о том, что герой любит свою родную землю и всё, что с ней связано. Ему дороги воспоминания быта, уюта, тепла, а душа тянется ко всему светлому и прекрасному.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема Родины в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Смысл названия романа Шмелева «Лето Господне»
  • «Морозная Россия, а …тепло!..» (по роману Шмелева «Лето Господне»)
  • «Россия Шмелева – это…» (по роману Шмелева «Лето Господне»)