Светлое и дьявольское начало в жизни художника Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)


В гоголевской повести «Портрет» особое внимание уделяется светлому и дьявольскому началам в жизни художника Чарткова, центрального персонажа первой части.

В начале повествования отмечается, что «молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое». Как творцу ему были свойственны «наблюдательность, соображение, шибкий порыв приблизиться более к природе». В этом заключается светлое начало Чарткова.

Даже в начале повествования Чартков не был исключительно положительным персонажем. В повествовании отмечается, что Чарткову иногда хотелось «кутнуть, щегольнуть». Н.В. Гоголь показывает, что тяготившийся от нищеты Чартков мечтает о богатстве, порой ему становилось досадно от того, что какой-то другой художник смог «скопить себе вмиг денежный капитал».

О наличии светлого и дьявольского начала говорят и слова учителя Чарткова, профессора живописи. Он говорит о том, что Чартков – талантливый, но в то же время нетерпеливый художник. Профессор, предостерегая Чарткова не становиться «модным живописцем», фактически дает ему совет развивать светлое начало, подавляя начало дьявольское.

В начале Чарткову, несмотря на порой возникающее желание «кутнуть» и «щегольнуть», несмотря на стремление к славе, удавалось «взять над собою власть», то есть подавлять в себе дьявольское начало.


Податься или не податься дьявольскому искушению Чартков вынужден был, когда в его владении оказалась картина ростовщика, которая имела, по выражению ее создателя, «дьявольскую силу». Став обладателем 1000 червонных, Чартков оказался перед выбором: первый путь обозначал развитие таланта, этот путь олицетворял добро; второй путь обозначал светский образ жизни, который, по мнению Н.В. Гоголя, не может развивать истинный талант, этот путь олицетворял зло.

В повести показано, что Чартков, получив огромную денежную сумму, испытывается соблазнами. Даже тогда, когда художник думает о том, что он найденные деньги потратит на развитие таланта, прослеживается дьявольское начало: Чартков думает о том, как он, став «славным художником», «зашибет всех».

Герой понимал, что рисовавшаяся в воображении участь богача-живописца, когда он был беден, может быть сейчас исполнена. Желание обрести деньги и славу закрыли Чарткову глаза, он стал «писать модные картинки, портретики за деньги», не вспоминая слов своего учителя о том, что «на этом губится, а не развертывается талант».

Долгое время находившийся под властью денег и славы, Чартков не мог осознать, что он растрачивает свой талант, работая над однотипными портретами, в которых не было ни доли истинного искусства. К этой истине Чартков приходит после того, как видит гениальную работу своего прежнего товарища. Светлое и дьявольское начала в Чарткове вновь начинают яркую борьбу. Герой хочет создать прекрасное произведение искусства, но из-за того, что у него ничего не получается, он прекращает все попытки вернуть свой талант и полностью отдается зависти, которая толкает его по-настоящему страшные дела: он начинает скупать произведения искусства для того, чтобы уничтожить их. Н.В. Гоголь показывает, что Чартков, однажды преступивший запретную черту, не может отказаться от нового образа жизни, теперь он продолжает дело дьявола-ростовщика.

Используя при создании образа Чарткова прием антитезы, Н.В. Гоголь показывает, что в жизни молодого художника наблюдается борьба светлого и дьявольского начал. И если сначала светлое начало преобладает над дьявольским, то под конец жизни дьявольское начало берет вверх, убивая все светлое в Чарткове.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Место повести Гоголя «Портрет» в цикле «Петербургские повести»
  • Два пути, два выбора Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Проблематика повести Гоголя «Портрет»
  • История создания повести Гоголя «Портрет»