«Тканьё ковра за ночь» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)


Главной отличительной особенностью русских сказок является слияние двух миров: реального и фантастического. Если для первого характерна обычная размеренная жизнь со всеми её проявлениями, то второму, напротив, свойственен мистицизм и влияние потусторонних сил.

В одном из известных эпических произведений отечественного фольклора «Царевна-лягушка» сюжет построен на противостоянии добра и зла, и пути к духовному росту. Младшему из царевичей Ивану по велению судьбы было положено жениться на лягушке. Несмотря на то, что герой не ослушался отца и выполнил обещанное, смириться со своей жизнью он так и не смог, в чём и заключалась его ошибка.

Иван-царевич не знал, что лягушка, подобравшая его стрелу - является заколдованной девушкой, на которую наложил чары её же отец, завидовавший таланту дочери. Главному герою было неприятно, что другие братья и их жёны смеются над ними. Он ещё не понимал, что истинная красота избранницы заключается не во внешней оболочке, а в её внутреннем мире.

На протяжении трёх лет Василисе Премудрой приходилось существовать в образе лягушки и приспосабливаться к жизни, но даже превратности судьбы не сломили её. Когда свёкор решил устроить испытания для невесток, чтобы понять, какая из них наиболее хозяйственная и будут ли они хорошими жёнами для его сыновей, то именно «лягушка» на всеобщее удивление проявила себя лучше всех.


Такая «проверка» от старого царя состояла из трёх испытаний. Девушкам предстояло сшить рубашку, испечь хлеб и выткать ковёр. Подробнее рассмотрим эпизод тканье ковра за ночь. Как проявляет себя Василиса Премудрая? Чем её поведение отличается от поведения жён старших царевичей?

С первыми двумя заданиями жена Ивана справилась лучше всех. Про вышитую ею рубашку царь сказал, что такую только по праздникам надевать можно, а про хлеб, что его только во время пира подавать к столу гостям. У остальных женщин хлеб получился горелым, поэтому свёкор приказал отдать его слугам, даже не пробуя. Это говорит о том, что Василиса гораздо талантливее соперниц, если учитывать тот факт, что им помогали слуги, а она справлялась со всем самостоятельно.

Так и получалось, что жёны старших братьев Ивана-царевича, только разочаровывали их отца своей неаккуратностью и нехозяйственностью. А «лягушка», наоборот, получила больше уважения и наработала себе авторитетность. Получается, её внешняя оболочка ничего не значила, хотя судили её именно по ней.

С третьим испытанием ситуация ничуть не изменилась: ковёр Василисы получился праздничным и расписным, что в очередной раз приятно впечатлило старого царя. Он сказал, что такой ковёр только во время пира стелить. О работах остальных невесток герой выразился не столь восторженно. Ковёр боярской дочери годился только для укрытия лошадей от дождя, а ковёр купеческой дочери - только у ворот стелить.

Проанализировав эпизод тканья ковра за одну ночь из сказки «Царевна-лягушка», можно прийти к выводу, что Василисе Премудрой даже в облике животного удалось заслужить уважение, как к человеку: её труд оценивался по достоинству, в отличие от работ других невесток.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои сказки «Царевна-лягушка»
  • «Сватовство царевичей» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)
  • «Выпечка хлеба за одну ночь» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)
  • «Присутствие на царском пиру» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)