Труд и забавы крестьянских детей в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»


Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» погружает читателя в атмосферу русской деревни, знакомит с тем, как живут деревенские ребята той эпохи. Поэт называет их «счастливым народом», потому что их раннее детство пронизано поэзией, наполнено общением с природой, искренними радостями и удовольствиями, о которых не знают дети дворян.

Большая часть произведения посвящена рассказу о том, как проводят своё время деревенские ребята, какими забавами наполнены их дни. Поэт вспоминает об этом со знанием дела, поскольку когда-то проводил много времени вместе с детьми из семей крестьян. Они вместе совершали грибные набеги, собирали ягоды, охотились на змей, которых «клали рядком на перилы мостка». В лесу ничто не ускользало от внимания ребят: они примечали ёжика, видели волка, слушали токование тетерева, ловили старого глухаря. Весь день лес наполнялся криками и ауканьем детей.

Запомнились и встречи с людьми рабочего звания. С интересом слушали тех, кто проходил по большой дороге: что новый прохожий, то новый рассказ. Не меньше радовалась ребятня тому, что мастеровые показывали им инструменты, объясняли, как ими пользоваться. Всё вызывало восторг, неподдельный интерес, желание всё потрогать, узнать и понять.


В жаркий летний полдень звенели голоса над луговой речкой, куда «спрыгнули гурьбой» дети. Смех разносился по всей округе.

Вернувшись в деревню к обеду, ребята находили себе разные занятия: кто-то плёл венки из луговых цветов, кто-то ловил пиявок на лаве, кто-то дремал, кто-то плясал вприсядку, кто-то ловил лошадёнку, гарцевал верхом. Забавы детей были связаны с простой, естественной жизнью во всём её многообразии, готовили их к труду на земле.

Однако поэт знает, что это лишь нарядная сторона жизни детей, которая может вызвать зависть у дворянского дитяти. На деле всё иначе. «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!» - эти слова словно заканчивают беззаботный период жизни крестьянских детей. Начинается жизнь трудовая. Если маленькие забавляются и растут на приволье, не зная ни забот, ни неги, то ребята постарше уже выполняют посильную работу. Кто-то заменяет работающую в поле мать и нянчит младших детишек, кто-то несёт в поле квас жнецам. А вот мальчик Влас, о котором вспоминает поэт, совсем по-взрослому управляется с лошадкой, везущей из лесу хворосту воз. Он помогает отцу, как и положено мужику, а ведь малютке всего шесть лет.

Дети видят, как много и тяжело работают взрослые, наблюдают за тем, как выращивают хлеб: наблюдают, как бросают в землю зерно, как растёт колос, как готовую жатву подрезают серпами, как молотят колосья цепами. Ребёнок охотней бежит в поле за отцом, отведав свежего хлебца. Так начинается тяжёлая трудовая жизнь крестьянских детей, которые вырастут, если «богу угодно». Им рано знакомы труды, связанные со скудным полем, связь с которым они впитали с молоком матери.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ рассказчика в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»
  • Образ Власа в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»
  • Образ крестьянских детей в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»
  • Чем картина Маковского «Игра в бабки» перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»