Воскресение Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»)


Дмитрий Нехлюдов из романа Л.Н. Толстого «Воскресение» – неоднозначный герой. Мнения исследователей о нем расходятся: одни считают, что духовное воскресение Нехлюдова произошло, другие с этим не согласны.

Наверное, стоит говорить о том, что воскресение Дмитрий Иванович пережил несколько раз, но вот до конца ли он воскрес, – вопрос спорный.

С Нехлюдовым читатель знакомится в первых главах. Перед нами юноша с чистой душой и светлыми мыслями. Юный Нехлюдов учится в университете, много размышляет над земельными вопросами. Большое влияние на него оказывают труды спенсера. Женщин Дмитрий воспринимает, как нечто возвышенное.

Но служба меняет героя. Он превращается в мужлана с животными инстинктами. Нехлюдов становится эгоистом, которого интересует лишь собственное удовольствие. Женщины для него теперь – источник плотских утех. Нехлюдов соблазняет Катюшу, а потом бросает, а вскоре и вовсе забывает её. Он даже не задумывается, что причинил девушке боль. Герой также забывает о своих взглядах на земельный вопрос, ведь теперь он не стесняется брать денег у матери.

Всё меняется после того, как Дмитрий в суде встречает Катюшу Маслову. Воспоминания начинают терзать его душу. Он винит себя в том, что женина оказалась на лаве подсудимых, что не защитил её перед другими присяжными. Нехлюдов решает помочь Масловой: добиться смягчения наказания и жениться на ней. Так начинается путь Нехлюдова к воскресению.


Дмитрий хлопочет за Катюшу перед влиятельными людьми. Он также, по просьбе Масловой, начинает помогать другим заключенным. Постепенно Дмитрий проникается их историями. Острог кажется мужчине другим миром. Он видит, что многие из людей, которые находятся здесь, осуждены несправедливо.

Теперь богатые жилища представителей высших кругов кажутся ему противными, он начинает чувствовать отвращение к чиновникам, генералам. Нехлюдов неуютно чувствует себя на ужине у Корчагина.

Наконец, Дмитрий Иванович решает отказаться от богатств, а земли отдать крестьянам. Теперь ему кажется, что роскошь – лишнее. Нехлюдов отправляется в имения матери и теток. Там он видит нищету в крестьянских семьях. Герой проникается их рассказами о бедной жизни. Они оставляют в его душе глубокий след.

Далее Нехлюдов сближается с политическими заключенными. Они влияют на его взгляды. Герой всё так же намерен жениться на Катюше. Тем не менее, признание Симонсона он воспринимает достаточно спокойно. Кажется, он даже испытывает облегчение, что Маслова выбирает другого спутника жизни.

В конце романа Л.Н. Толстого «Воскресение» видим, как Нехлюдов находит ответы на свои вопросы в Евангелии. Можно ли считать духовным воскресением героя? Можно, но только в том случае, если он не отступит от нового для него пути и продолжит помогать другим. Об этом рассуждать сложно, так как развязка произведения остается открытой. Думаю, говорить о полном воскресении Нехлюдова нельзя, ведь легко заметить, что он иногда сомневался в правильности своих решений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Кодекс чести» Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Кто воскрес в романе Толстого «Воскресение»? (по реферату критика Н.Н. Соколова)
  • Воскресение Катюши Масловой (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Отзыв о романе Толстого «Воскресение»