Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?


По моему мнению, жизненный принцип «быть как все» плох, поскольку он не дает человеку возможности развивать индивидуальные черты и становиться настоящей личностью. Тот, кто придерживается такого принципа, занимается самоограничением, не позволяя себе выйти за рамки дозволенного окружающими людьми. Лишь те люди, которые не хотят «быть как все», которые не боятся высказывать свое мнение и реализовывать свои истинные желания, являются двигателями прогресса.

О том, что «быть как все» – плохой жизненный принцип, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» большинство персонажей, даже представителей младшего поколения, относятся к «веку минувшему». Своеобразным примером для подражания для Фамусова и ему подобных был Максим Петрович, который однажды случайно упал перед императрицей, насмешив ее, а затем уже специально упал перед ней еще несколько раз, чтобы «подслужиться». Читатель видит, что представители «фамусовского общества» с восторгом слушают историю о Максиме Петровиче, стремясь быть похожим на него. Автор показывает, что стремление «фамусовского общества» «быть как все» означало перенятие от предков не лучших качеств, а таких общественных пороков, как угодничество, подхалимство, лицемерие, чинопочитание. Независимы от общественного мнения главный герой Чацкий, который был готов служить, но не «прислуживаться», и такие внесценические персонажи, как двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, // в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, который «чинов не хочет знать». А.С. Грибоедов относит этих «не как все»-персонажей к «веку нынешнему», выступающему против чинопочитания, которое тормозит общественное развитие.

Над тем, что жизненный принцип «быть как все» плох, заставляет задуматься и роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Немалое внимание уделяя образу литературной организации МАССОЛИТу, автор демонстрирует, что означало «быть как все» в литературной сфере Москвы 30-х годов: создавать художественные произведения не ради искусства, а ради собственных корыстных целей, из страха быть наказанным властью, из желания обрести деньги и признание; писать только на те темы, которые не были запрещены властью. В начале повествования показано, что Иван Бездомный, слушая замечания председателя МАССОЛИТа Берлиоза относительно его произведения, стремится стать неотъемлемой частью литературной организации, для чего подстраивается под существующие тогда требования к литературе. И только после знакомства с Мастером в сумасшедшем доме Иван Николаевич Понырев осознал, что писательство – это не его стихия, что путь, по которому он до этого шел, неправильный. Только тогда, когда герой перестал «быть как все», он смог найти свое истинное предназначение, став профессором истории и философии.

Таким образом, «быть как все» – значит, лишить себя индивидуальности, ограничить себя в собственных мыслях и решениях; жизнь согласно такому принципу никогда не принесет человеку счастья.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Согласны ли Вы с утверждением Горького: «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
  • Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?
  • Только ли добрые дела не подлежат забвению?
  • Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «Для меня не существует авторитетов»?