Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?


Д. Сантаяна утверждал: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова». С этим высказыванием нельзя не согласиться. Люди, не стремящиеся узнать и запомнить информацию о прошлом, лишают себя возможности пользоваться опытом своих предков. Невозможность пользоваться опытом прошлого может привести к тому, что люди будут совершать те же ошибки, что и наши предки. Ошибки эти в свою очередь будут приводить к абсолютно тем же трагическим событиям, с которыми пришлось столкнуться нашим предкам. Не запоминая жестокие события прошлого, люди самостоятельно обрекают себя на то, чтобы столкнуться с такими же жестокими событиями.

Доказательства справедливости утверждения Д. Сантаяны можно найти в различных художественных и публицистических произведениях отечественной и зарубежной литературы.


В письме 40 «О памяти» из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» говорится, что память выполняет нравственную функцию: «Без памяти нет совести». Людей, которые «не привыкли беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам», автор называет «беспамятными». Как подчеркивает автор, из-за того, что такие люди «думают, что и о них все будет позабыто», они способны совершать лишь безнравственные действия. Д.С. Лихачев убежден в следующем: «Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих». В письме выражается следующая мысль: «неблагодарные, безответственные» люди становятся такими из-за незнания прошлого и из-за нежелания знать прошлое. Такие «беспамятные» люди, не имеющие возможности пользоваться опытом своих предков, будут совершать те же ошибки, что и их предшественники. «Беспамятные» люди обречены переживать трагические события прошлого снова и снова.

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» один из персонажей сравнивает человека с птицей Фениксом, которая сама себя сжигала на костре и возрождалась из пепла. Грэнджер говорит о том, что у человека есть преимущество перед этой глупой птицей, сжигающей саму себя: «Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. <…> мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли». Но пока власти, которые, как показано в повествовании, будут делать все, чтобы люди не знали прошлого, люди будут продолжать «сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь». Р. Брэдбери выражает важную и актуальную для всех времен мысль: люди, которые не знают прошлого, будут совершать ошибки, которые были совершены их предками, до бесконечности.

Подводя итоги ко всему вышесказанному, можно отметить, что из-за того, что люди, которые не помнят собственное и общественное прошлое, не могут пользоваться собственным опытом и опытом своих предков, они будут постоянно совершать ошибки прошлого, обрекая себя на проживание трагического прошлого снова и снова.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»
  • Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
  • Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?
  • «Благословенны забывающие, ибо они не помнят собственных ошибок» - Ницше
  • «Слава переходяща, забвение вечно» - Наполеон