Согласны ли Вы утверждением Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?


Со словами Николая Михайловича Карамзина, великого историка и писателя, нельзя не согласиться: легкомысленные люди всегда поверхностны и недальновидны, а думающие, опытные, наученные жизнью люди знают цену порядку и стабильности, поэтому не спешат что-то менять и перестраиваться. Молодым людям, не имеющим практического опыта в жизни, стабильность кажется однообразной и скучной, они торопятся сменить надоевший уклад на что-то новое, не изучив проблему. Представители старшего поколения уже многое повидали в жизни, они осознали, что далеко не каждое модное веяние достойно того, чтобы слепо ему следовать. Разрушая старое, люди несут риск: ведь нового можно так и не построить.

Все вышесказанное подтверждают многие источники художественной литературы.

В произведении И.С. Тургенева, романе «Отцы и дети», происходит нечто подобное. Евгений Базаров, молодой врач, оказался в плену модного во второй половине ХIХ века течения нигилизма – полного отречения от старых идей и ценностей, вплоть до исключения искусства. С подачи своего друга к нигилизму примкнул и Аркадий Кирсанов, друг Базарова. Эти новомодные взгляды не нашли понимания у представителей старшего поколения, урожденных аристократов, отца и дяди Аркадия.


Базаров с горячностью отметал чувства, считая любовь простым биологическим влечением и чем-то надуманным с легкой руки писателей-романистов. Он был убежден в эффективности науки, по его мнению, лишь она обеспечивала здравый смысл и вела к счастливому будущему. Когда Павел Петрович заинтересовался, а что же будет построено на месте руин, Базаров ему ответил, что это уже проблема будущих поколений. Неудивительно, что такая точка зрения была встречена взрослыми людьми с сарказмом, поскольку они знали цену стабильности и понимали, что разрушить старое можно легко, а новое создать очень сложно.

Тургенев не отрицает, что новое время неизбежно диктует новые правила, эпоха перемен несет нечто свежее. Однако он критикует желание молодых искоренить старый опыт и перечеркнуть прошлое полностью.

В произведении Максима Горького, пьесе «На дне», представлен пример, в чем-то идентичный предыдущему. Утешитель Лука обманывает обитателей «дна», обещая им другую, счастливую, обеспеченную жизнь, в обмен на их отречение от прошлого опыта. Этим людям и самим не нравится их унылое, полное лишений существование, но они к нему привыкли и по-другому жить не умеют. Они с опаской и недоверием выслушивают монологи Луки, понимая, что их «дно» по крайней мере, обеспечивает им стабильность. Кто знает, что их ждет, если они начнут искать другой жизни? А здесь спокойно, нет бурь и тревог, уныло, но более-менее уверенно. И обитатели ночлежки продолжают цепляться за свою реальность, поскольку уже приросли к ней всем своим существованием.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что эпоха перемен всегда несет много сложностей, но не всегда дает что-то лучшее, чем было до этого. Легкомысленные люди спешат избавиться от надоевшей рутины, а люди с опытом, настрадавшиеся в прошлом, находят в ней уверенность в завтрашнем дне.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • За что дети могут уважать своих родителей?
  • Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
  • Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
  • Трудно ли быть взрослым?