Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?


Понятие справедливости тесно связано с понятием должного: справедливым является тот поступок, который человек должен был совершить в соответствии с законом и нравственными принципами. Можно ли быть справедливым, не будучи человечным? На мой взгляд, нет, поскольку справедливость тесно связана с нравственными принципами, которые основываются на человеколюбии. Чтобы принимать справедливые решения, нужно понимать людей.

Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.


В основе рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» лежит следующая ситуация: лесник Фома, имеющий прозвище Бирюк, поймал мужика, который срубил дерево. В соответствии с законом, главный герой должен был наказать вора, однако Бирюк руководствуется не только законом, но и нравственными принципами. Бирюку самому приходилось вести крайне бедное существование, поэтому он понимал, что на воровство мужика толкнули голод и нужда. Бирюк понимает мотивы мужика, он сжаливается над ним и отпускает вместе с лошадью, несмотря на то что такое решение может негативно сказаться на нем самом. С точки зрения закона мужик должен был понести ответственность за совершенное преступление, однако поступок Бирюка, отпустившего мужика, нельзя назвать несправедливым. Главному герою свойственны такие качества, как человеколюбие, отсутствие эгоизма, способность понимать людей и мотивы их поступков. Руководясь нравственными принципами, Бирюк совершил справедливый поступок, поскольку виноват был не мужик, а та общественная система, которая заставила его пойти на воровство, чтобы прокормить свою семью. Справедливость Бирюка по отношению к мужику основывалась не на должностном долге, а на понимании социальной несправедливости.

Взаимосвязь справедливости и человечности подчеркивается и в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». По закону учительница Лидия Михайловна не должна была играть с учеником в «замеряшки» на деньги, однако ее поведение можно назвать справедливым. Обладая способностью понимать людей, Лидия Михайловна видела, что в послевоенное время рассказчику, жившему вдали от матери, было трудно прокормить себя, поэтому она делала все возможное, чтобы помочь мальчику. Директор школы Василий Андреевич, который стал свидетелем игры учительницы и школьника, принял решение уволить Лидию Михайловну, назвав ее поступок «преступлением», «растлением» и «совращением». С точки зрения закона Василий Андреевич, уволивший учительницу, прав, однако авторская позиция заключена в том, что поступок героя нельзя назвать справедливым. Директор даже не захотел услышать объяснения Лидии Михайловны о том, почему она играла с учеником на деньги, он не постарался понять истинных причин действий учительницы. Бесчеловечность, отсутствие возможности понимать других людей стали причиной, по которой Василий Андреевич совершил несправедливый поступок.

Таким образом, справедливость невозможна без человечности, только тот человек, который умеет понимать людей, способен совершить по-настоящему справедливый поступок.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  • Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?
  • Может ли общество полностью избавиться от пороков?
  • Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?