Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?


С высказыванием А.С. Пушкина «Неуважение с предкам есть первый признак безнравственности» нельзя не согласиться. Люди, которые равнодушно или даже негативно относятся к своим предкам, фактически отказываются от того опыта, который был наработан их предками. Невозможность пользоваться опытом предков становится одной из причин, по которым люди совершают безнравственные поступки. Безнравственность эта в первую очередь проявляется именно в том, что люди неуважительно относятся к предкам. Такой безнравственный поступок становится толчком к совершению таких же безнравственных поступков.

Доказательства справедливости высказывания А.С. Пушкина можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей и публицистов.


Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» (письмо 40 «О памяти») подчеркивает «нравственное значение памяти»: «путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты». Автор говорит о том, что так называемым «беспамятным» человеком, который, «очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам», является тот, кто не способен на добрые, бескорыстные поступки. Говоря о том, что человек, не ценящий предков, является «неблагодарным, безответственным», публицист высказывает свою позицию: «Без памяти нет совести». В письме Д.С. Лихачев подчеркивает взаимосвязь категории нравственности/безнравственности и положительного/отрицательного отношения к предкам: тот, кто неуважительно относится к предкам, является человеком безнравственным.

Доказательства справедливости высказывания А.С. Пушкина можно также найти в повести В.Г. Распутина «Последний срок». К находящейся при смерти пожилой женщине Анне приезжают ее дети, причем попрощаться с матерью приезжают не все дети: любимая дочь Анны Таньчора, видимо, даже не собиралась приезжать. Писатель демонстрирует, что дети Анны – Михаил, Люся, Илья, Варвара и Таньчора – относятся к матери неуважительно: они нечасто навещают ее, редко пишут ей письма. Дети думают лишь о собственном существовании, не задумываясь о чувствах своей матери, которая отдала все, чтобы воспитать их. К матери дети приезжают только для того, чтобы похоронить ее, во время нахождения в доме Анны, когда она пошла на поправку, они жалеют о том, что приехали, как оказалось, просто так. Забота о матери для четверых детей, приехавших с ней попрощаться, становится не желанием, а обязанностью. Автор показывает, что дети думают о том, чтобы мать поскорее умерла, чтобы поскорее закончить похороны и вернуться к прежней жизни. Образы эгоистичных и жестоких детей Анны подтверждают мысль о том, что люди, неуважительно относящиеся к своим предкам, являются людьми безнравственными.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что неуважительное отношение к предкам уже является безнравственным поступком, который становится толчком для совершения таких же безнравственных поступков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?